Богомольцы

Материал из Витебская энциклопедии
Версия от 01:28, 10 марта 2019; Резонёр (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Богомольцы''' или '''Олиферовичи-Богомольцы''' — шляхетский и дворянский род Речи Поспол…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Богомольцы или Олиферовичи-Богомольцы — шляхетский и дворянский род Речи Посполитой и Российской империи, ведущий своё начало из Витебской земли. Герб «Богория» (см. Гербовник Витебского дворянства).

Происхождение рода

Родовое имение Погостище. Сейчас это деревня в Лиозненском районе Витебской области. Расположена на реке Ольша (фактически верховье реки Суходровка), посередине дороги между агрогородками Крынки и Стасево.

Рыцарское звание и родовой герб «Богория»[1] Олифера и его детей подтверждается в виленском привилее 1447 года великого князя литовского и короля польского Казимира IV Ягеллона. По этому Привилею православные бояре Великого Княжества Литовского уравнены в правах с дворянами-католиками. (см. Витебская земля)

Иван (Ивашко) Олиферович (Олферович)

Согласно «Книге пожалований» Литовской метрики под 1450 годом[2] владел селами Выдрея, Красничи и Погостичи (Погостище), куда в его распоряжение были направлены слуги «до воли» – то есть, князь мог в любое время без предупреждения забрать их и передать другому боярину.

Другая запись в той же «книге пожалований» Литовской метрики гласит, что Погостичи уже числились за его братом Семеном (Симоном, Сенком), которому в услужение был направлен человек – также «до воли» (Там же). Хотя возможно, что Иван передал ему не все имение, а только его центр – собственно Погостище.

Кроме того у них скорее всего был третий брат Олифер Олиферович, потомки которого согласно грамотам 1527 и 1543 годов делили владения в низовьях реки Ольши (Ольшанки). (Историко-юридические материалы. Вып. 22. – Витебск, 1891. – С. 455-457; Вып. 24. – Витебск, 1893. – С. 244-248, 248-251)

Первым из Олиферовичей стал называться Богомольцем в документах за 1500 год, Сенько Юшкович (Семен Юрьевич) Олиферовиче (60-70 гг. XV в. — после 1543).
Другие Олиферовичи стали называться Погоскими (Погостстіцкими) — от названия имения Погостище.

В военном реестре Великого княжества Литовского от 1528[3] упоминаются трое братьев Олефировичей, а также Сенько Юшкович (Семен Юрьевич) Богомолец, которые служили в конных хоругвях.

Григорий Иванович Богомолец

Внук Сенька, Годы жизни Григория конец XVI в. — 1640. «Земянин его королевской милости»[4], служил в гусарской хоругви войск Речи Посполитой[5].

Начиная с 1633 года он постепенно скупает у своих родственников разделенные ранее земли Погостищеской маетности. К моменту составления завещания (22 мая 1640 г.) кроме Погостища у него были маетности Ходычино со шляхетским двором, дворней и оселыми подданными, село Новоселки – также с подданными; село Лужино в Витебском воеводстве, а также выкупленные у брата Семена владения в Задунайском посаде Витебска[6].
Из того же завещания известно, что Григорий Богомолец часто давал деньги в долг. На момент смерти у него в должниках числилось 13 человек, среди них – витебский подстолий Андрей Гурко (сумма его долга составляла 340 коп литовских грошей)[7].
У него было несколько книг, среди них – знаменитая Острожская библия, Евангелие, псалтырь Кохановского. Григорий оставался верен православной вере и завещал часть имущества церквям, в частности Маркову монастырю.




Три сына Григория Богомольца — Дмитрий, Александр и Ян — участвовали в обороне Витебска от московских войск в 1654 году. После падения города братья находились в московском плену до Андрусовского перемирия 1667 года, по которому Витебск был возвращен Речи Посполитой. Младшему, Яну, не было на момент пленения даже 15 лет.

Старшим сыном витебского стольника Павла Юзефа Богомольца (1690—1759)


Среди внуков Яна Богомольца трое избрали духовную карьеру, вступив в орден иезуитов. Самым известным из них стал Францишек Богомолец (1720—1784) — известный богослов, деятель польского и белорусского Просвещения, основоположник польской драматургии и профессионального театра. Его пьесы, особенно комедии, до сих пор идут с успехом на театральных сценах Польши. Он также был талантливым поэтом, лингвистом, историком, издателем, главным редактором первых польских периодических изданий, в том числе литературных и педагогических. Францишек Богомолец упорядочил и издал польско-литовские исторические хроники, заложил основы исторической биографистики.

Его младший брат, Ян-Хризостом-Антоний Богомолец (1724—1795) — богослов, моралист, религиозный философ, астроном и математик. Боролся против предрассудков, распространенных в народе. Этой теме посвящена его наиболее известная работа — «Дьявол как он есть».

Их брат, Игнатий Богомолец (1726 — после 1780), служил настоятелем римско-католической церкви в Москве[источник не указан 872 дня].

Их брат, Петр-Тадеуш Богомолец (1729 — после 1789) — депутат сейма и Главного Литовского трибунала. Долгое время оказывал сопротивление вмешательству России во внутренние дела Речи Посполитой, так что даже российские дипломаты считали его безнадежным для ведения переговоров. Однако после разделов страны вынужден был принять присягу на верность императрице Екатерине II.

Примечания

  1. Сам герб «Богория» известен в Польше еще с XII века
  2. Литовская метрика (1440-1498). Книга №3. – Vilnius, 1998. – C. 31
  3. («Перапіс войска Вялікага князтва Літоўскага». – Мінск, «Беларуская Навука», 2003. – С. 156
  4. Земяне владели землей на правах прохождения воинской службы в шляхецком ополчении. Они должны были платить чинш и конный налог. В случае войны должны были являться в войска с конем и оружием. При этом выступали в отряде феодала, а не под поветовой хоругвью. В отличие от шляхты, земяне не могли участвовать в сеймиках
  5. Это установлено из текста завещания, написанного им 22 мая 1640 г., в котором перечисляются элементы брони и вооружения; большинство из них – типично гусарские: шишак (szyszak, то есть, шлем), кончар или по-польски koncerz (типичный гусарский длинный меч с гардой и узким лезвием), прапорцы (длинные флаги для гусарских копий), копейные древки, палаш (заточенный с одной стороны меч или сабля со специфической формы лезвием и рукоятью, используемая гусарами), "мунштук гусарский" (элемент конской сбруи) (ИЮМ. Вып. 26. – Витебск, 1895. – С. 120-131)
  6. ИЮМ. Вып. 23. – Витебск, 1892. – С. 322
  7. ИЮМ. Вып. 26. – Витебск, 1895. – С. 123-124, 128

Литература

Ссылки