Михолап, Николай Прокопьевич

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Никола́й Проко́пьевич (Прокофьевич) Михола́п (28 апреля 1886, Минск —1979, Минск) — художник-керамист. В Витебске в 1925—1930 годах возглавлял гончарно-керамическую мастерскую Белорусского Государственного Художественного Техникума. Первый директор Государственной художественной галереи (в 1939—1941 годах) Сейчас это Национальный художественный музей Республики Беларусь.

Биография

Родился в семье минского железнодорожника (по метрике крестьянина) и горничной[1].
В 1905–1915 годах учился в «Центральном Училище технического рисования Барона Штиглица» в Петербурге. Первоначально поступает на отделение офорта, но закончив четырёхгодичное обучение, продолжает учёбу в классе керамики. 18 декабря 1915 года получил диплом «и удостоен звания художника по прикладному искусству со всеми правами этому званию присвоенными, в котором и утверждён Министром Торговли и Промышленности».

Дипломной работой была керамическая фигура «Зубр». Тогда зубр еще не был одним из главных символов Беларуси, чем он стал, возможно не без влияния Н. П. Михолапа, учитывая его роль в становлении белорусского промышленного дизайна.

Почтовая марка

Витебск. Техникум

20 июня 1925 года заведующему Новгородсеверской[2] керамической школы[3] было отправлено приглашение на переезд в Белоруссию для постоянной работы по специальности.
Уже 1 сентября 1925 года Михолап — временно исполняющий обязанности руководителя учебной части Витебского Художественного техникума.
В 1926—1927 (и 1930) годах Н. Михолап руководил гончарно-керамической мастерской, 1928—1929 годах заведовал гончарно-керамическим отделением техникума, одновременно преподавал технологию керамики и композицию.

В феврале 1929 года с поста директора техникума сняли Михаила Керзина, единомышленника и друга Михолапа. Его заменил выходец из ВЧК и идеологических органов Віталь Вольскі (наст. имя — Виталий Фридрихович Зейдель). Гончарно-керамическое отделение было ликвидировано. Осенью 1930 года Н. Михолап уезжает в Минск по приглашению возглавить керамическую лабораторию в НИИ промышленности БССР. М. Керзин переезжает в Минск в 1932 году (гипсовый медальон с портретом Керзина до конца жизни висел в квартире Михолапа).

Государственная художественная галерея БССР

17 сентября—5 октября 1939 прошел Польский поход Красной армии в результате которого восточная граница Польши стала соответствовать линии начерченной в 1920 году министром иностранных дел Великобритании лордом Керзоном.
«Народны Сход» «Западной Белоруссии» 30 октября 1939 утвердил её вхождение в БССР, а также конфискацию «помещичьих» земель и национализацию «крупной» промышленности и банков.

Как и в послереволюционное время перед властями остро встал вопрос об упорядочении мародерства имущества зажиточных людей и об том, где хранить огромное количество экспроприированных художественных ценностей. (см. Губернская Комиссия по охране памятников старины и предметов искусства)

8 ноября 1939 года в Минске срочно открылась Государственная художественная галерея БССР, куда начали свозить художественные произведения из захваченных усадеб, в том числе и часть коллекции дворца князей Радзивиллов в Несвиже. В частности там были богатые собрания слуцких поясов, французских гобеленов XVIII в., портретной живописи XVI—XIX вв. В начале 1941 года фонды ГКГ БССР насчитывали 2711 произведений.
На седьмой день после начала войны Минск был оккупирован немцами. Практически все экспонаты безвозвратно исчезли. В этом был обвинен Н. П. Михолап. Директором галереи была назначена другая сотрудница. И хотя все обвинения вскоре были сняты Михолап ни разу не заглянул в музей.

Николай Михолап был назначен руководителем республиканской художественной промышленности. Награждён орденом «Знак почёта».
Он стал художником-практиком, промышленным дизайнером, проектировал малые архитектурные формы — лепку фасадов домов, уличные фонари, решётки и т. д. Например, на улицах Минска, Витебска и Гомеля на опорной части фонарных столбов изображен орнамент, нарисованный Николаем Михолапом по мотивам слуцких поясов.
Михолап внёс значительный вклад в разработку технологии керамических материалов, в создание эталонов, керамических форм, в организацию фарфоро-фаянсового производства (стоял у истоков Минского фарфорового завода), создавал новые виды глазури.

Галерея

Примечания

  1. Узоры слуцких поясов
  2. Новгород-Северский Черниговской губернии Украинской ССР
  3. Возможно, «Новгород-Северской профессионально-технической сельского строительства школы с керамическим уклоном и учебными при ней мастерскими с огнеустойчивого сельского строительства», которую планировали открыть в 1925 году.

Ссылки