Гаврис, Иван Трофимович

Материал из Витебская энциклопедии
Версия от 09:21, 3 июля 2022; Резонёр (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Гаврис Иван Трофимович

Иван Трофимович Гаврис (2 (14) декабря 1890, д. Ку́хчицы Клецкой волости Слуцкого уезда Минской губернии – 4 ноября 1937, Витебск) — живописец, педагог. Член УНОВИС. В 1922—1923 ректор Государственного художественно-практическим института.

Биография

Родился в крестьянской семье. Участник I Мировой войны. После 1917 года работал делопроизводителем Витебского губвоенкомата. В 1918-1920 учился на физико-химическом факультете Витебского педагогического института, преподавал в школах. В 1919 году поступил в Витебское художественное училище. Во время учёбы входил в состав творческого комитета УНОВИС.

С осени 1921 года являлся заместителем ректора В. Ермолаевой и руководил Художественно-практическим институтом во время ее командировок.

Весной 1922 года Гаврис окончил Витебский художественно-практический институт с дипломом «на звание свободного художника и высшего инструктора с правом преподавания в художественных техникумах». В списке выпускников ВХПИ специальность Гавриса именуется мастером изобразительных искусств по живописи и рисунку, в том же документе у Векслера, Коган, Юдина, Хидекеля, Носкова, Чашника специальность «художник—конструктивист», (что вероятно подразумевало прикладное дизайнерское направление их подготовки), а Т. Т. Бейнарович назван мастером изобразительных искусств по скульптуре[1].)

После отъезда Ермолаевой и Малевича в Петроград, Гаврис с 15 августе 1922 года является исполняющим обязанности ректора института.
В начале апреля 1923 года в институте началась ревизия[2], в результате которой Художественно-практический институт в августе-сентябре 1923 г. был реорганизован с понижением статуса - в Художественный техникум (ВХТ). Директором техникума назначен М.А.Керзин.

С 1924 по 1937 год преподавал в учебных заведениях Витебска, в частности, в Еврейском педтехникуме.
Во второй половине 1920-х – в 1930-е Гаврис – активный деятель белорусского возрождения, стремящийся на этнографических основах создать современное национальное искусство.
Участвовал в 1-й (1925), 2-й (1927) Всебелорусских художественных выставках; Всебелорусской выставке картин, графики, скульптуры, архитектуры (1930) в Минске.

В 1937 году приговорен к расстрелу, как участник «Польской организации войсковой» (ПОВ, POW, польск. Polska Organizacja Wojskowa, хотя существовала эта организация только во время Первой мировой войны, но в 1930 годы такое обвинение было типовым)

Галерея

Примечания

  1. ГАВО, ф. 246, оп. 1, д. 260, св. 17, л. 391
  2. «Руководитель учреждения ректор Гаврис не получил соответствующей научной подготовки для занятия места ректора в высшей школе»
  3. Повелительно-указующее движение уновисского предводителя своей преднамеренностью, постановочностью также переводило моментальный снимок в ранг исторического документа - правда, мягкое прикосновение Натальи Ивановой, доверчиво опиравшейся на руку Малевича, как-то укрощало авторитарную однозначность жеста. Поразительна и психологическая оркестровка группового портрета - гамма разнородных чувств рисовалась на лицах уновисцев, ехавших завоевывать Москву. Жестковдохновенный темноликий Малевич; воинственный, взъерошенный Лазарь Хидекель; печальный, отрешенный Лазарь Зуперман; бодрый, деловитый Иван Гаврис (похоже, что под мышкой у него уновисский альманах) - и лишь неистребимая жизнерадостность Веры Ермолаевой да наивного маленького подмастерья, выглянувшего из-под руки вождя, расцвечивали улыбкой напряженную серьезность Уновиса. На снимке, помимо Малевича, запечатлены все руководители Единой живописной аудитории: Нина Коган, Лазарь Лисицкий, Вера Ермолаева; подмастерья школы - Моисей Векслер, Моисей Кунин, Лазарь Хидекель, Яков Абарбанель, Иван Гаврис, Иосиф Байтин, Ефим Рояк, Илья Чашник, Эфраим Волхонский, Фаня Белостоцкая, Наталья Иванова, Лев Юдин, Хаим Зельдин, Евгения Магарил, Лев Циперсон, Исаак Бескин; имена остальных установить пока не удалось. У Лисицкого и Байтина, опиравшегося на плечи Гавриса, уновисская эмблема прикреплена на обшлаге рукава; у Векслера в переднем ряду и у Зельдина в глубине вагона черный квадрат приколот на груди. Кругловидная «супрема» (слово уновисцев) в руках Малевича - не блюдо, как могло бы показаться с первого взгляда. Ее автором, очевидно, был Чашник,[1]

Источники