Векслер, Михаил Соломонович
Векслер, Михаил (Моисей) Соломонович (Шлёмович) (1898, Витебск – 1976, Ленинград) — художник-оформитель, график. Старший брат художника-постановщика в кино Абрама Соломоновича Векслера.
Занимался в школе Ю.М.Пэна. Участвовал в оформлении города к 1-й годовщине Октября и был замечен Марком Шагалом, пригласившим юношу в Витебское Народное художественное училище, где учился у Шагала, Веры Ермолаевой, Казимира Малевича. Член УНОВИС. Участник 1-й государственной выставки картин местных и московских художников в Витебске (1919 г.) В 1922 получил диплом со званием художник-конструктивист. В тот же год вместе с Малевичем и костяком УНОВИС переехал в Петроград. С группой уновисовцев работал в Декоративном институте до его закрытия в декабре 1926 года. Заведующим плакатной мастерской в Рекламном бюро театрально-зрелищных мероприятий. Создал множество плакатов и реклам для фильмов в стилистике супрематизма (плакат для к/ф «Дети бури», 1926, Музей ремесел в Цюрихе). Занимался объемной уличной рекламой (растяжки, стенды, надписи на транспорте). Был одним из основателей световой плакатно-конструктивной рекламы с бегущей электрической строкой. Проектировал интерьеры, работал в области промграфики.
Содержание
Галерея
Народное художественное училище. Мастерская Шагала. 1919. Слева направо сидят: Л.Хидекель, М.Шагал, М.Кунин, И.Чашник, Х.Зельдин. На полу сидит Л. Зевин. Стоят: М.Векслер, Л.Циперсон.
Сентябрь 1921 г. Справа налево: И. Червинко (у мольберта), склонившись над мольбертом: Г. Носков (?), М. Векслер и Н. Фейгельсон, над ними — Е. Рояк, сидит — Н. Суетин, за столом - Н. Коган, В. Ермолаева, Л. Юдин, у доски стоит К. Малевич, рядом — Л. Хидекель и И. Чашник.
Примечания
- ↑ Повелительно-указующее движение уновисского предводителя своей преднамеренностью, постановочностью также переводило моментальный снимок в ранг исторического документа - правда, мягкое прикосновение Натальи Ивановой, доверчиво опиравшейся на руку Малевича, как-то укрощало авторитарную однозначность жеста. Поразительна и психологическая оркестровка группового портрета - гамма разнородных чувств рисовалась на лицах уновисцев, ехавших завоевывать Москву. Жестковдохновенный темноликий Малевич; воинственный, взъерошенный Лазарь Хидекель; печальный, отрешенный Лазарь Зуперман; бодрый, деловитый Иван Гаврис (похоже, что под мышкой у него уновисский альманах) - и лишь неистребимая жизнерадостность Веры Ермолаевой да наивного маленького подмастерья, выглянувшего из-под руки вождя, расцвечивали улыбкой напряженную серьезность Уновиса. На снимке, помимо Малевича, запечатлены все руководители Единой живописной аудитории: Нина Коган, Лазарь Лисицкий, Вера Ермолаева; подмастерья школы - Моисей Векслер, Моисей Кунин, Лазарь Хидекель, Яков Абарбанель, Иван Гаврис, Иосиф Байтин, Ефим Рояк, Илья Чашник, Эфраим Волхонский, Фаня Белостоцкая, Наталья Иванова, Лев Юдин, Хаим Зельдин, Евгения Магарил, Лев Циперсон, Исаак Бескин; имена остальных установить пока не удалось. У Лисицкого и Байтина, опиравшегося на плечи Гавриса, уновисская эмблема прикреплена на обшлаге рукава; у Векслера в переднем ряду и у Зельдина в глубине вагона черный квадрат приколот на груди. Кругловидная «супрема» (слово уновисцев) в руках Малевича - не блюдо, как могло бы показаться с первого взгляда. Ее автором, очевидно, был Чашник,[1]
Источники
- Векслер Михаил Соломонович // В круге Малевича / Сост. И. Карасик. -- [Б.м.]: Palace Editions, 2000. -- С. 352.