Витебское мужское духовное училище — различия между версиями

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Строка 6: Строка 6:
  
 
До 1892 года духовное училище не имело собственного помещения, а обрело его благодаря купцу А. Гуревичу.
 
До 1892 года духовное училище не имело собственного помещения, а обрело его благодаря купцу А. Гуревичу.
Здание было построено витебским архитектором [[Клементьев, Александр Николаевич|А.Н.Климетьевым] в Боруновом саду, на пересечении улиц [[Улица Суворова|Офицерской]]  и [[Улица Чехова|Ветреной]]. При училище, кроме учебных помещений, была домовая церковь во имя Святителя Димитрия Ростовского, общежитие и квартиры для начальствующих лиц, баня, деревянная больница.  
+
Здание было построено полоцким епархиальным архитектором [[Клементьев, Александр Николаевич|А.Н.Климетьевым] в Боруновом саду, на пересечении улиц [[Улица Суворова|Офицерской]]  и [[Улица Чехова|Ветреной]]. При училище, кроме учебных помещений, была домовая церковь во имя Святителя Димитрия Ростовского, общежитие и квартиры для начальствующих лиц, баня, деревянная больница.  
  
  

Версия 17:54, 23 июля 2012

Витебское духовное училище (мужское)


Уездное духовное училище открыто в 1806 году. Первый набор - 15 человек. Срок обучения был два года. Учеба осуществлялась на двух отделениях: высшем и низшем. Большое внимание уделялось изучению древних языков, особенно латинского. ул. Чехова, 11

До 1892 года духовное училище не имело собственного помещения, а обрело его благодаря купцу А. Гуревичу. Здание было построено полоцким епархиальным архитектором [[Клементьев, Александр Николаевич|А.Н.Климетьевым] в Боруновом саду, на пересечении улиц Офицерской и Ветреной. При училище, кроме учебных помещений, была домовая церковь во имя Святителя Димитрия Ростовского, общежитие и квартиры для начальствующих лиц, баня, деревянная больница.


В 1872 году учебный курс состоял из Закона Божьего, греческого, латинского, русского и церковно-славянского языков, арифметики, географии, пения и чистописания. В ведомостях об успехах мы читаем, что все ученики «благоуспешны», один даже «остр», некоторые успевают «хорошо», несколько – «средственно», в поведении – «добронравны» и «прилежны», в способностях – «понятны». После принятия нового устава 1867 года были введены дисциплинарные взыскания, например, «за одну единицу по греческому языку надежные ученики лишались содержания». Если лучших учеников аттестовывали «острыми» и «быстрыми», то выражения «средственен», «великовозрастен», «к науке неудобен» обозначали нерадивость учеников. На таких предписывалось составлять и отсылать в консисторию особые ведомости с указанием, кто способен быть дьячком, а кто – пономарем.

Случаи увольнения из училища за бездарность, «малоуспешность» были редки, даже исключительны.

Что касается финансового обеспечения, то первоначально ассигнование на содержание духовного училища определялось в тысячу двести рублей. Средств этих было недостаточно, особенно остро вставал вопрос о студенческом общежитии – бурсе.

Училище имело библиотеку, где были книги на русском, грузинском, армянском, турецком, молдавском, шведском и латышском языках. В 1908 году их насчитывалось 842 единицы, а ученическая библиотека имела книг еще больше – 1167.

В 1910 году училище отметило свое столетие. В изданной к этой дате книге говорится: «Выпускники училища приучены к труду, работоспособны. Училище подготовило людей, не боящихся черных дней».


А эти дни как раз и наступили после революции 1917 года. В 1918-м вышел «Декрет об отделении церкви от государства». Духовные училища (мужское и женское) закрыли, а в здании училища, был открыт Пролетарский университет.


Источники