Витебское мужское духовное училище — различия между версиями

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
м (оформл.)
м (Источники)
Строка 20: Строка 20:
  
 
== Источники ==
 
== Источники ==
* [http://nspaper.by/2012/03/23/iz-istorii-duxovnogo-obrazovaniya.html  ''Алексей Маркевич.'' Из истории духовного образования] // "Народная слова". 23.03.2012
+
* [http://nspaper.by/2012/03/23/iz-istorii-duxovnogo-obrazovaniya.html  ''Алексей Маркевич.'' Из истории духовного образования] // "Народнае слова". 23.03.2012
  
 
[[Категория:Учебные заведения]]
 
[[Категория:Учебные заведения]]
 
[[Категория:История образования]]
 
[[Категория:История образования]]
 
[[Категория:Гражданская архитектура]]
 
[[Категория:Гражданская архитектура]]

Версия 06:22, 24 июля 2012

Витебское духовное училище (мужское)

Уездное духовное училище открыто в 1806 году. Первый набор — 15 человек. Срок обучения был два года. Учеба осуществлялась на двух отделениях: высшем и низшем. Большое внимание уделялось изучению древних языков, особенно латинского.

ул. Чехова, 11

До 1892 года духовное училище не имело собственного помещения, а обрело его благодаря купцу А. Гуревичу. Здание было построено полоцким епархиальным архитектором А.Н.Климетьевым в Боруновом саду, на пересечении улиц Офицерской и Ветреной. При училище, кроме учебных помещений, была домовая церковь во имя Святителя Димитрия Ростовского, общежитие и квартиры для начальствующих лиц, баня, деревянная больница.

В 1872 году учебный курс состоял из Закона Божьего, греческого, латинского, русского и церковно-славянского языков, арифметики, географии, пения и чистописания. В ведомостях об успехах мы читаем, что все ученики «благоуспешны», один даже «остр», некоторые успевают «хорошо», несколько – «средственно», в поведении – «добронравны» и «прилежны», в способностях – «понятны». После принятия нового устава 1867 года были введены дисциплинарные взыскания, например, «за одну единицу по греческому языку надежные ученики лишались содержания». Если лучших учеников аттестовывали «острыми» и «быстрыми», то выражения «средственен», «великовозрастен», «к науке неудобен» обозначали нерадивость учеников. На таких предписывалось составлять и отсылать в консисторию особые ведомости с указанием, кто способен быть дьячком, а кто – пономарем.

Случаи увольнения из училища за бездарность, «малоуспешность» были редки, даже исключительны.

Что касается финансового обеспечения, то первоначально ассигнование на содержание духовного училища определялось в тысячу двести рублей. Средств этих было недостаточно, особенно остро вставал вопрос о студенческом общежитии – бурсе.

Училище имело библиотеку, где были книги на русском, грузинском, армянском, турецком, молдавском, шведском и латышском языках. В 1908 году их насчитывалось 842 единицы, а ученическая библиотека имела книг еще больше – 1167.

В 1910 году училище отметило свое столетие. В изданной к этой дате книге говорится: «Выпускники училища приучены к труду, работоспособны. Училище подготовило людей, не боящихся черных дней».

В 1918-м вышел «Декрет об отделении церкви от государства». Духовные училища (мужское и женское) закрыли, а в здании училища, был открыт Пролетарский университет.

Источники