Войт

Материал из Витебская энциклопедии
Версия от 17:36, 10 февраля 2023; Резонёр (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Войт (польск. wójt) — в Витебске глава городского управления, который выбирался горожанами и утверждался на должности королем. Войтовская власть была частью действовавшего в городе «Витебского права».

Основная статья: Витебское право

(в других местностях компетенция войтов могла сильно отличаться)

История

Выборы войтов и их утверждение королем

Войтовская власть была промежуточным этапом городского самоуправления, между первоначальным вечевым самоуправлением и магдебургским правом.
Войта выбирали совместно посполитые и конные мещане.
Требования к кандидатам на должность можно увидеть на примере привилея 1580 года.

привилегия на витебское войтовство 12 июня 1580 года:

на тот врад годным, в том месте добре оседлым и веры годным <...>

во всем пристойне и порадне водлуг прывилью местского радити, справовати

Первоначально в Витебске утверждение на должность войта относилось непосредственно к компетенции великого князя (короля).
Так, в грамоте Иеву Харковичу 7 января 1554 года о подтверждении его назначения на витебское войтовство воеводой Станиславом Кишкой король Сигизмунд II Август отмечал, что «воеводы николи перед тым сами от себе войтовства там, в том месте Витебском, не давали, одно мы господарь з рамени нашого и подле воли и ласки нашое войтов устанавливали».

Судебная система

Витебский войт мог судить только дела нижнего уровня, вместе со «старшими» мещанами распоряжаться финансами города, о чем ежегодно давал отчет. Кроме посполитых и конных мещан до последней четверти XVI века в Витебске существовали «старшие мещане» от отдельных частей города в количестве 21. Они представляли Витебск перед властями, подписывали финансовые обязательства, наряду с войтом участвовали в суде воеводы по делам мещан.
«Подвойский» — слуга войта, который выполнял функции судебного пристава.

В последней четверти XVI в. территориальный принцип сменяется сословным: при войте было шесть представителей конных и шесть — посполитых мещан.
В первой половине XVI в. был городской дьяк, которого выбирали сами мещане. Важные вопросы решало общее собрание горожан — «всоп».

Витебский воевода мог судить витебских мещан только в присутствии войта и нескольких старших мещан. Вина[1] делилась поровну между воеводой и войтом со старшими мещанами. Взятого на поруки нельзя было лишить свободы.

Взаимодействие с королем (великим князем)

Именно войт осуществлял обратную связь между городской общиной и королем (великим князем).
Большая часть подтверждений великими князьями устав и привилегий инициирована именно войтами. Войты были главными свидетелями при рассмотрении судебных споров, которые касались прав и повинностей Витебска.
Хотя, формально при прошении войт обращался и от своего имени, и от имени всей общины.
Войты выступали в защиту городских привилегий в случае их нарушения.
Осенью 1528 года к Сигизмунду I в Вильно явилась депутация от войта и мещан витебских с жалобой на то, что им от воеводы Ивана Сапеги «кривды и тяшкости ся великие деяли и новины» — аналогичные описанным выше (поборы, сажание в «ланцуг» — на цепь и т. п.). На что последовало господарское решение: все эти «тяжкости», что Сопега «им ново был увел, за ся есмо им отставили», а воеводе было приказано, чтобы он «кривд и тяжкостей им не делал и новин не уводил, и заховал бы… их во всем водлуг привилев предков нашых и нашых».

Молодой войт Стефан Лускина не побоялся открыто противостоять витебскому воеводе, в защите прав городской общины и поехал с жалобой к королю, который встал на сторону горожан.

Грамота короля Сигизмунда Августа Стефану Збражскому, воѳводѣ Витебскому, о томъ, чтобы онъ не препятствовалъ Витебскимъ мѣщанамъ учреждать братства. 1561 г. Іюня 6.:

Прiѣездилъ до насъ войтъ Витебскій Степанъ Лускина, самъ отъ себе и ото всихъ мѣщанъ Витебскихъ, о томъ, што твоя милость у конониковъ Виленскихъ корчму плебаніи[2] Витебскоѣ арандовалъ, то такъ дей твоя милость, для тоѣ корчмы, братства[3] ихъ, которыхъ они съ давнихъ часовъ спокойне на себе вживали, мѣти имъ не допускаешь и того забороняешь, ку кривдѣ и шкодѣ ихъ, и били намъ чоломъ, абыхмо кривды имъ въ томъ чинити не казали. Ивно гдыжъ твоя милость тую корчму плебанскую съ тымъ арандовалъ, што передъ тымъ ку оной корчмѣ прислухаетъ, а тыхъ братствъ ихъ твоя милость арандовати не могъ, а они будутъ нередъ тымъ тыхъ братствъ вжывали, приказуемъ тобѣ, ажъ бы твоя милость и теперь оныхъ братствъ ихъ звѣчистыхъ[4] мѣти имъ допустилъ и ничимъ имъ до того не заборонялъ и никоторыхъ кривдъ имъ для того не чинилъ и заховался бы еси въ томъ, водлѣ давнего обычаю, жебы они въ томъ собѣ не шкодовали и намъ черезъ то о томъ не жаловали[5].


Лишение должности

Практически все привилегии на войтовство подтверждали его «до живота», но в случае если войты нарушали права и вольности мещан, то община могла лишить их власти самостоятельно или обратившись к властям государства. Так, витебские мещане в 1580 году, «кгдыж дей от войта бывшого Стефана Лускина великое укрывженье мели», ходатайствовали о назначении новым войтом Семёна Савлука. Когда же и Семён Савлук перестал устраивать витеблян, то в 1592 году витебский воевода Николай Сапега по поручению короля Сигизмунда III «с помененого Совлука тот врад войтовский» сложил.

Войтовства давали тем, кто их занимал, определённые доходы. Как правило, это были 1-2 волоки, установленные «Уставой на волоки» (1557), кроме этого витебский войт имел сёла Каравайное, Озерко и дрягильный[6] налог.

В 1597 году Витебску было даровано Магдебургское право грамотой польского короля и великого князя литовского Сигизмунда III Вазы.
Был создан магистрат — орган городского самоуправления. Войт стал главой магистрата.

Примечания

  1. денежный штраф, пеня в ВКЛ
  2. Плебания — двор священника, который обычно располагался около храма, включал жилой дом и хозяйственные постройки. Использовались плебании и как своеобразные общественные центры
  3. «Братства» мещан (горожан) были цеховыми, кроме того они организовывались и как религиозные объединения. Изначально они были «пировными собраниями», поэтому находились в корчмах
  4. извечных, исконных
  5. Витебская старина, 1883. Из книги Привилегий, № 11
  6. перегрузочный

Источники