Гаврис, Иван Трофимович — различия между версиями
Резонёр (обсуждение | вклад) |
Резонёр (обсуждение | вклад) |
||
Строка 24: | Строка 24: | ||
== Галерея == | == Галерея == | ||
<gallery> | <gallery> | ||
+ | Файл:Unovis 1920.jpg|1920 | ||
Файл:Garvis.jpg|Преподаватели училища и члены студенческого комитета. Сидят (слева направо): лицо неустановленное, И.Гаврис. И.Пэн, Д.Якерсон, М.Шагал, лицо не установленное, В.Ермолаева, К.Малевич. Стоят: крайний справа - М.Кунин, Витебск, 1920 г | Файл:Garvis.jpg|Преподаватели училища и члены студенческого комитета. Сидят (слева направо): лицо неустановленное, И.Гаврис. И.Пэн, Д.Якерсон, М.Шагал, лицо не установленное, В.Ермолаева, К.Малевич. Стоят: крайний справа - М.Кунин, Витебск, 1920 г | ||
+ | Файл:Unovis 05 06 1920.jpg|Файл:Unovis 05 06 1920.jpg|5.06.1920. [[Вокзал]] в Витебске. 60 человек из художественной школы отправляются во главе с К. Малевичем в Москву на 1-ю Всероссийскую конференцию учащих и учащихся искусству. Товарный вагон оформлен по проекту Суетина<ref name="vokz">Повелительно-указующее движение уновисского предводителя своей преднамеренностью, постановочностью также переводило моментальный снимок в ранг исторического документа - правда, мягкое прикосновение [[Иванова, Наталья Ивановна|Натальи Ивановой]], доверчиво опиравшейся на руку Малевича, как-то укрощало авторитарную однозначность жеста. Поразительна и психологическая оркестровка группового портрета - гамма разнородных чувств рисовалась на лицах уновисцев, ехавших завоевывать Москву. Жестковдохновенный темноликий Малевич; воинственный, взъерошенный [[Хидекель, Лазарь Маркович|Лазарь Хидекель]]; печальный, отрешенный Лазарь Зуперман; бодрый, деловитый [[Гаврис, Иван Трофимович|Иван Гаврис]] (похоже, что под мышкой у него уновисский альманах) - и лишь неистребимая жизнерадостность [[Ермолаева, Вера Михайловна|Веры Ермолаевой]] да наивного маленького подмастерья, выглянувшего из-под руки вождя, расцвечивали улыбкой напряженную серьезность Уновиса. На снимке, помимо Малевича, запечатлены все руководители Единой живописной аудитории: [[Коган, Нина Иосифовна|Нина Коган]], [[Лисицкий, Лазарь Маркович|Лазарь Лисицкий]], Вера Ермолаева; подмастерья школы - [[Векслер, Михаил Соломонович|Моисей Векслер]], [[Кунин, Моисей Абрамович|Моисей Кунин]], Лазарь Хидекель, Яков Абарбанель, Иван Гаврис, Иосиф Байтин, [[Раяк, Ефим Моисеевич|Ефим Рояк]], [[Чашник, Илья Григорьевич|Илья Чашник]], Эфраим Волхонский, Фаня Белостоцкая, Наталья Иванова, [[Юдин, Лев Александрович|Лев Юдин]], [[Зельдин, Исаак Меерович|Хаим Зельдин]], Евгения Магарил, Лев Циперсон, Исаак Бескин; имена остальных установить пока не удалось. У Лисицкого и Байтина, опиравшегося на плечи Гавриса, уновисская эмблема прикреплена на обшлаге рукава; у Векслера в переднем ряду и у Зельдина в глубине вагона черный квадрат приколот на груди. Кругловидная «супрема» (слово уновисцев) в руках Малевича - не блюдо, как могло бы показаться с первого взгляда. Ее автором, очевидно, был Чашник,[http://www.raruss.ru/avant-garde/1280-suprematism.html]</ref>. | ||
</gallery> | </gallery> | ||
Версия 01:10, 29 января 2018
Иван Трофимович Гаврис (1890 – 1937) — белорусский художник, педагог.
Содержание
Биография
Родился в деревне Кухчицы (Минская губ.) в крестьянской семье. Участник I Мировой войны. После 1917 года работал делопроизводителем Витебского губвоенкомата. В 1918-1920 учился на физико-химическом факультете Витебского учительского института, преподавал в школах. В 1919 году поступил в Витебское художественное училище. Во время учёбы входил в состав творческого комитета УНОВИС.
С осени 1921 года являлся заместителем ректора В. Ермолаевой и руководил Художественно-практическим институтом во время ее командировок. После отъезда Ермолаевой в Петроград, Гаврис с 15 августе 1922 года является исполняющим обязанности ректора.
В начале апреля 1923 года в институте началась ревизия[1], в результате которой Художественно-практический институт в августе-сентябре 1923 г. был реорганизован с понижением статуса - в Художественный техникум (ВХТ). Директором техникума назначен М.А.Керзин.
С 1924 по 1937 год преподавал в учебных заведениях Витебска.
Во второй половине 1920-х – в 1930-е Гаврис – активный деятель белорусского возрождения, стремящийся на этнографических основах создать современное национальное искусство.
Участник Первой Всебелорусской выставки (декабрь 1925 года, Минск).
В 1937 году осужден по сфабрикованному делу «Польской организации войсковой» и расстрелян.
Примечания
- ↑ «Руководитель учреждения ректор Гаврис не получил соответствующей научной подготовки для занятия места ректора в высшей школе»
Галерея
Источники
- Лисов А.Г. И.Т. Гаврис: Очерк жизни творчества // Малевич. Классический авангард. Вып.5. Витебск. ВГУ. 2002. С. 67 – 87
- http://www.interlit2001.com/chagall-3.htm Людмила Хмельницкая: Марк Шагал в художественной культуре Беларуси 1920-х — 1990-х годов.