Гаврис, Иван Трофимович

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Гаврис Иван Трофимович

Иван Трофимович Гаврис (1890 – 1937) — белорусский художник, педагог.

Биография

Родился в деревне Кухчицы (Минская губ.) в крестьянской семье. Участник I Мировой войны. После 1917 года работал делопроизводителем Витебского губвоенкомата. В 1918-1920 учился на физико-химическом факультете Витебского учительского института, преподавал в школах. В 1919 году поступил в Витебское художественное училище. Во время учёбы входил в состав творческого комитета УНОВИС.

С осени 1921 года являлся заместителем ректора В. Ермолаевой и руководил Художественно-практическим институтом во время ее командировок. После отъезда Ермолаевой в Петроград, Гаврис с 15 августе 1922 года является исполняющим обязанности ректора.

В начале апреля 1923 года в институте началась ревизия[1], в результате которой Художественно-практический институт в августе-сентябре 1923 г. был реорганизован с понижением статуса - в Художественный техникум (ВХТ). Директором техникума назначен М.А.Керзин.


С 1924 по 1937 год преподавал в учебных заведениях Витебска. Во второй половине 1920-х – в 1930-е Гаврис – активный деятель белорусского возрождения, стремящийся на этнографических основах создать современное национальное искусство. Участник Первой Всебелорусской выставки (декабрь 1925 года, Минск).


В 1937 году осужден по сфабрикованному делу «Польской организации войсковой» и расстрелян.

Галерея

Примечания

  1. «Руководитель учреждения ректор Гаврис не получил соответствующей научной подготовки для занятия места ректора в высшей школе»
  2. Повелительно-указующее движение уновисского предводителя своей преднамеренностью, постановочностью также переводило моментальный снимок в ранг исторического документа - правда, мягкое прикосновение Натальи Ивановой, доверчиво опиравшейся на руку Малевича, как-то укрощало авторитарную однозначность жеста. Поразительна и психологическая оркестровка группового портрета - гамма разнородных чувств рисовалась на лицах уновисцев, ехавших завоевывать Москву. Жестковдохновенный темноликий Малевич; воинственный, взъерошенный Лазарь Хидекель; печальный, отрешенный Лазарь Зуперман; бодрый, деловитый Иван Гаврис (похоже, что под мышкой у него уновисский альманах) - и лишь неистребимая жизнерадостность Веры Ермолаевой да наивного маленького подмастерья, выглянувшего из-под руки вождя, расцвечивали улыбкой напряженную серьезность Уновиса. На снимке, помимо Малевича, запечатлены все руководители Единой живописной аудитории: Нина Коган, Лазарь Лисицкий, Вера Ермолаева; подмастерья школы - Моисей Векслер, Моисей Кунин, Лазарь Хидекель, Яков Абарбанель, Иван Гаврис, Иосиф Байтин, Ефим Рояк, Илья Чашник, Эфраим Волхонский, Фаня Белостоцкая, Наталья Иванова, Лев Юдин, Хаим Зельдин, Евгения Магарил, Лев Циперсон, Исаак Бескин; имена остальных установить пока не удалось. У Лисицкого и Байтина, опиравшегося на плечи Гавриса, уновисская эмблема прикреплена на обшлаге рукава; у Векслера в переднем ряду и у Зельдина в глубине вагона черный квадрат приколот на груди. Кругловидная «супрема» (слово уновисцев) в руках Малевича - не блюдо, как могло бы показаться с первого взгляда. Ее автором, очевидно, был Чашник,[1]

Источники

  • Лисов А.Г. И.Т. Гаврис: Очерк жизни творчества // Малевич. Классический авангард. Вып.5. Витебск. ВГУ. 2002. С. 67 – 87
  • http://www.interlit2001.com/chagall-3.htm Людмила Хмельницкая: Марк Шагал в художественной культуре Беларуси 1920-х — 1990-х годов.