Городской театр

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Городской театр

Витебский городской театр — постоянный профессиональный театр в Витебске. Действовал с перерывами в 1845—1920 годах.

Театр на Замковой горе

Первый постоянный профессиональный театр Витебска был открыт 23 декабря 1845 года в специально перестроенном (по инициативе генерал-губернатора князя А. М. Голицына) старом жилом деревянном доме на Замковой горе, возле Замковой улицы вблизи с пересечением с современной улицей Пушкина. Заброшенный и непригодный для жилья дом, принадлежавший дворянке Саломее Гайковой был перестроено под театр по проекту архитектора Червинского. Зрительный зал театра был рассчитан на 250 человек. Театр был трехярусным, нижний (бенуар) имел 12 лож (каждая на 5 человек), средний (бельэтаж) – 13 лож, верхний – галерея, партер имел более 100 мест кресел и скамей.

В театре действовала балетная труппа под руководством польского балетмейстера, бывшего директора балета варшавского театра Мориса Пиона, благодаря появлению которой в Витебске и решено было открыть театр. Первые представления были даны 13 и 17 января 1846 года. Труппа Пиона представила публике комедию «Тереза» на русском языке, комедию-водевиль «Индиана и Шарлемань» Байарда на французском и балет «Аполлон и девять муз». В течении первых двух месяцев было дано 21 представление.

В марте 1846 года был перестроен фасад здания театра и отдельно стоящее здание буфета. В сезон 1846/47 годов репертуар театра состоял из более 10 спектаклей. В театре давали оперные представления в исполнении труппы под руководством Вильгельма фон Шмидкоффа. Публике были показаны «Fra Diavolo» Обера, «Севильский цирюльник» Россини, «Любовный напиток» Доницетти, «Вольный стрелок» Вебера, «Цампа, или Мраморная невеста» Герольда, «Почтальон из Лонжюмо» Адама и «Норма» Беллини на немецком языке.

Режиссёр театра Я. Чехович создал собственную драматическую труппу, которая давала спектакли в Витебске и губернии в 1847—1849 годах. В 1848 году витебской публике были вновь представлены балеты труппы М. Пиона. В последующие годы в городском театре работали драматические труппы М. Дудченкова (1849—1850), Суровцевой-Лидиной (1852—1853), И. Готовицкого (1853), В. Оберского (1853—54). Последние представления в деревянном здании театра были около 1856 года. Со временем здание ветшало и разрушалось.

До 1874 года в Витебске не было отдельного здания театра, в 1870—71 годах представления гастролирующих артистов давались при доме губернатора в перестроенных конюшнях.

Ростовцевский театр на Смоленской базарной площади

Gorteatr2.jpg

В 1873—74 годах по инициативе витебского губернатора Павла Яковлевича Ростовцева двухэтажное кирпичное здание жандармской команды на Смоленской рыночной[1] площади (ныне пл. Ленина, на месте областной филармонии) было перестроено по проекту В. М. Покровского для устройства в нём театра. Средства на перестройку частично были выделены губернатором, а частично заработаны любительскими спектаклями зимой 1873—1874 годов. 10 января 1874 года император Александр II утвердил название театра «Ростовцовский» («Ростовцев»), которое было дано в честь попечителя театра губернатора Ростовцева[2]. Здание театра признавалось выдающимся, про него писали, что оно «может соперничать с театрами больших городов».

Зал театра был круглым благодаря форме задней деревянной стены лож. Балочная деревянная конструкция поддерживала плоский потолок. Оркестр размещался под сценой, а в зрительный зал выступала оркестровая яма системы Вагнера.
Гардероба в здании не было, и одежду оставляли прямо в коридорах. Во втором этаже располагалось большое и хорошо оформленное фойе с буфетом, местом для оркестра и танцзалом.

В первый год здесь шли спектакли «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина, «Жених из ножевой линии» A. M. Красовского, «Старый друг лучше новых двух» А. Н. Островского. В театре работали антрепризы И. Богдановича (1875—76), А. Воронкова (1876—78), В. Кольцова (1879—80), А. Даниловича (1880—81, 1885—86, 1889—91), Горского (1881), И. Самарина (1881—82), Ф. Иванова (1882), А. Металлова (1882—84), Т. Иконниковой-Самаровой (1883), Н. Мешкова-Троепольского (1884—85), Аркадьева-Дорошенко (1886), Ф. Надлера (1887—89), П. Волховского (1892—94, 1896—97), Н. Денисова (1899—1900); товарищества артистов под управлением А. Грегера и Е. Лаврова (1885), П. Волховского (1891—93), Е. Горевой (1892), Е. Беляева (1894—96), А. Громова (1895—96), П. Алякринского (1897), М. Чернова (1897—98), В. Далматова (1898), Е. Славянского (1898), О. Русановой (1900) и др. В театре гастролировали актёры Е. Лепковский, М. Иванов-Козельский, А. Звездич, Д. Гарин, В. Давыдов, Дальский, братья Адельгеймы, П. Орленев и др. Дважды посещал театр В. Э. Мейерхольд: в сентябре 1906 года с труппой В. Ф. Комиссаржевской и позже со своей собственной труппой.

23 июня 1889 году здание сгорело от молнии. После пожара реконструкция велась по проекту А. М. Клементьева. В 1897 (или 1898) году, после очередного пожара, здание перестраивал Т. В. Кибардин. Театр приобрел тот вид, кторый сохранил до 1944 года. После перестройки зрительный зал театра был четырёхъярусным и вмещал до 800 зрителей[3].

В конце XIX — начале XX века в театре ставили «Власть тьмы» (1899) Л. Толстого, «Дядю Ваню» (1899) и «Три сестры» (1903) А. Чехова, «Горе от ума» (1900) А. Грибоедова, «Отцы и дети» (1901) И. Тургенева, «Фому Гордеева» (1902) и «На дне» (1903) М. Горького, «Ревизор» (1909) Н. Гоголя.

После Октябрьской революции в театре некоторое время сохранялся дореволюционный репертуар. Главным режиссёром городского театра был Л. Ф. Лазарев, в его постановке в сезон 1918—1919 годов витебляне увидели «Ученик дьявола» Б. Шоу, «Живой труп» Л. Толстого, «Дворянское гнездо» И. Тургенева, «Идиот» Ф. Достоевского, «Павел I» д. Мережковского, пьесы А. Островского, И. Сургучёва, Ю. Беляева.

В начале 1919 года уполномоченный по делам искусств Витебской губернии Марк Шагал обсуждал с В. Мейерхольдом совместную деятельность на базе городского театра Витебска, однако эти переговоры ни к чему не привели. В марте 1919 года театр был передан в ведение губернского отдела Наркомпроса, главной задачей театра стало просветительство. Репертуар утверждался Отделом народного образования. В июне 1919 года в Витебске были показаны спектакли «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Роман» Шельдона, «Доходное место» и «Бесприданница» Островского, «Царь Фёдор Иоаннович» А. Толстого и «Сказка про Волка Мольнара». В спектаклях участвовали актёры А. А. Сумароков, В. Ф. Драга (будущая народная артистка УССР), Н. И. Сергенев, М. К. Расторгуев. При этом театру не хватало хорошего режиссёра.

В декабре 1919 года в Витебск приехал соратник Мейерхольда режиссёр Р. А. Унгерн. При нём в театре был поставлен ряд новинок. Наиболее популярны в начале 1920 года были следующие пьесы: «Звезда Севильи» Лопе де Вега, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Царь Фёдор Иоаннович» А. Толстого, «Дети Солнца» М. Горького.

Под влиянием Унгерна осенью 1920 года Витебский городской театр был переименован в Губернский показательный театр.

Здание театра сгорело в июле 1941 года, руины снесены к апрелю 1953 г.[4]

Галерея

Примечания

  1. В этом был просчет проектировщиков, т.к. «соседство с рынком перечеркивало всю парадность общественного культурного здания» Чарнатаў, В. Архітэктура тэатраў / В. Чарнатаў // Помнікі гісторыі і культуры Беларусі – 1973. – No 1. – С. 28 – 31.
  2. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Том 49. Часть 1. № 55019
  3. Памятная книжка Витебской губернии на 1905 год. — Витебск, 1904
  4. Котович Т.В. Театральная культура Витебщины ХХ века - Витебск, УО "ВГУ им. П.М.Машерова", 2009 г., С.98.; ГАВО, ф.2776, оп.3, д.4, л.81

Источники