Дежиц, Валентин Константинович

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Валентин Константинович Дежиц (бел. Валянцін Канстанцінавіч Дзежыц) (9 марта 1904, Гельсингфорс[1] — 29 декабря 1964, Витебск) — белорусский живописец, художник-график и педагог.

Биография

«Чернорабочий железной дороги» в 1922—1926 годах учился в Белорусском государственном художественном техникуме (ученик Валентина Волкова), а по вечерам занимался в школе рабочей молодежи имени Крупской.
В 1925 году в Минске на Первой Всебелорусской художественной выставке был организован специальный отдел под названием «Учебные институции и художественные кружки», где основную часть экспонатов составляли учебные работы студентов БГХТ /более 110 из 173 работ/. Среди «классных работ учеников 3-го курса» был представлен и «эскиз на тему «Барикады»» В. Дзежица. В каталоге I Всебелорусской художественной выставки эскиз обозначен, как собственность «Витебского отделения Белорусского Государственного Музея».

В 1926 году вместе с Заиром Азгуром и Николаем Гусевым поступил в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) в Ленинграде.
Директор художественного техникума М. Керзин отправил письмо во ВХУТЕИН: «Белорусский Государственный Художественный Техникум заявляет протест против поступления в Академию Художеств учеников IV курса выше упомянутого техникума Загоровского Евгения и Дзежица Валентина в виду того, что они в течении двух лет получали стипендии от Наркомпроса БССР и согласно существующим правилам должны по окончании Техникума, отработать по своей специальности в учреждениях и предприятиях Белоруссии и таким образом вернуть Государству потраченные на их содержание средства. Ученики Загоровский и Дзежиц о своем желании поступить в Академию Художеств скрыли от администрации Техникума». В Главпрофобре БССР было принято решение разрешить бывшим ученикам БГХТ продолжить обучение при условии, что по окончании учебы они обязательно вернуться в БССР.

После окончания в 1930 году ВХУТЕИНа Дежиц с 1931 года до начала Великой Отечественной войны преподавал в Белорусском художественном техникуме (с 1934 года реорганизован в Витебское художественное училище).

В 1949 году «Витебское педагогическое училище» было реорганизовано в Витебское художественно-графическое педагогическое училище. Дежиц принял активное участие в его создании и в течении 10 лет преподавал специальные дисциплины.
В начале 1950-х годов училище переехало с улицы 2-й Ветеринарная, 15 в здание бывшего мужского духовного училища на улице Чехова.
1 сентября 1959 года училище присоединено к Витебскому педагогическому институту с образованием на их базе художественно-графического факультета.
В том же году Дежиц возглавил на этом факультете кафедру рисунка и живописи[2].

Вера Михайловна Шуфель «О том, что было…»:

Моей школьной подругой была Вера Карелина. Она с родителями жила в подвале разрушенного дома, где сейчас факультет Витебского университета. В подвале жило семей десять–пятнадцать. Каждая семья отделялась от другой занавеской. Вера была из интеллигентной семьи. Осколки русского дворянства. И, несмотря на то, что в подвале жил всякий сброд, семью Веры уважали и не обижали. Отец Веры – Дежиц Валентин Константинович был художник. Много рисовал послевоенный Вите6ск. Иногда я его встречала на Кировском мосту. Стоял мольберт, и он рисовал развалины города. Дядя Валя преподавал в пединституте. Его учениками были известные в городе художники: Толкач, Михайлов, Мишурный.

Потом семья переселилась в Дом специалистов на пятый этаж, где в коммуналке у них была комната в 12 кв. м. Некуда было даже поставить шкаф. Затем дядю Валю, назначили деканом художественно-графического факультета, но в день назначения он умер. Это случилось в 1964 году. Картины Дежица есть в Минском художественном музее и в Витебском областном краеведческом музее. Однажды в фойе кинотеатра «Спартак» ученики Дежица устроили вернисаж его картин. Вера уже была тяжело больна, и многие картины домой не вернулись[3].

Феликс Гумен:

Было впечатление, что я попал в какое-то жуткое место. Город был полуразрушен: остатки соборов, развалины, и среди всего этого ходят трамваи. Первый человек, которого я встретил на крыльце худграфа (тогда корпус располагался на ул. Чехова), попросил помочь ему вкатить мотоцикл на крыльцо. Потом оказалось, что это был Валентин Константинович Дежиц, мой будущий учитель[4].

Творчество

Работал в жанре пейзажа. Среди работ:

  • «Встречи», «Депо» (1932),
  • «Город зимой» (1937),
  • «Последние пешеходы» (1946),
  • «9 января» (1947),
  • «На Витебской пристани» (1958),
  • «Март» (1960)
    и другие

Примечания

  1. Шведское (и русское до 1926 года) название Хельсинки
  2. Кафедра изобразительного искусства
  3. Проект «Голоса еврейских местечек. Витебская область».
  4. Татьяна Соловьева «ВП»

Источники

  • Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 2. Габой — Карціна / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1985. — 751 с. — 10 000 экз.
  • Исаков Г. П. Художник и педагог Валентин Константинович Дзежиц. Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и дизайн в системе художественного образования : материалы VII Международной научно-практической конференции, Витебск, 24 ноября 2010 г. – Витебск : УО "ВГУ им. П. М. Машерова", 2011 г. – С. 113-118.