Ермолаева, Вера Михайловна

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Вера Михайловна Ермолаева

Вера Михайловна Ермолаева (2 ноября 1893, имение Ключи Петровского уезда Саратовской губернии, ныне Малосердобинского района, Саратовской области — 29 сентября 1937, Караганда) — художница, деятель русского авангарда и Витебского ренессанса. Преподаватель Витебского народного художественного училища (с июня 1920 руководитель «Витебских государственных свободных художественных мастерских»). Одна из создателей УНОВИС.

Семья

В. М. Ермолаева родилась 2 ноября 1893 года в имении отца, дворянина Михаил Сергеевич Ермолаев. Мать, Анна Владимировна, урождённая баронесса фон Унгерн-Унковская ( 1854-?).
Отец был видным земским деятелем левых взглядов, соредактор легального марксисткого журнала «Жизнь», в котором публиковались В.И. Ленин, А.М. Горький и др. Веру назвали в честь друга семьи Веры Фигнер — народоволки и террористки.
Брат Ермолаев Константин Михайлович (04.04.1884, имение Ключи – 1919, Витебск). В мае 1907 года на 5-м (Лондонском) съезде РСДРП был избран в кандидатом в члены ЦК и членом Русского бюро ЦК. Видный меньшевик (партийная кличка - Роман). После смерти отца (1911) часть наследства потратил на издание газеты «Живое дело» и на партийную работу. С 1912 года до февраля 1917 года в ссылке в Иркутске.
В мае 1917 года избран в ЦК РСДРП. В июне на Первом Всеросийском съезде рабочих и солдатских депутатов избран в Центральный исполнительный комитет советов от фракции меньшивиков. В августе на Объединительном съезде РСДРП был избран в Бюро ЦК товарищем председателя. После октябрьского захвата власти большевиками ушел в оппозицию. На чрезвычайном съезде РСДРП в ноябре-декабре, который он и открывал, Ермолаев не вошел в ЦК и вообще отошел от политики.

Ю. О. Мартов Письмо Б. П. Аксельроду 23 января 1920:

от дизентерии умер Роман (Конст Михайл Ермолаев) прошлым летом в Витебске — вскоре после возвращения из "Колчакии", где он пробыл полгода.

Вероятно он приехал к сестре, которая находилась в Витебске с середины апреля 1919 года. По другим источникам считается, что это Вера Михайловна приехала в Витебск к брату.

Биография

В детстве Вера Михайловна упала с лошади, что вызвало паралич ног. Впоследствии она могла ходить только с помощью костылей.
В 1902-1904 годах семья Ермолаевых жила в Европе, в 1905 они переехали в Петербург.
В 1910 году Вера закончила гимназию кн. Оболенской, в 1911 — поступила в студию М. Д. Бернштейна, где стала интересоваться кубизмом и футуризмом. В 1915—1916 годах входила в футуристический кружок «Бескровное убийство».

Витебский период

15 апреля 1919 года она назначена преподавателем в Витебское Народное художественное училище и 22 апреля приступила к занятиям.
30 мая участвовала в конкурсе «декораций народных театров». Получила первую премию за «эскиз фабричного города».
В июне выполнила эскизы декораций и костюмов для спектакля «Царь Иоанн Федорович» в Витебском Городском театре.
28 июня - Работы учеников студии Ермолаевой представлены на первой отчетной выставке ВНХУ.

7 октября – Выбрана членом Художественного совета Витгуботдела всерабиса.
8 ноября – 22 декабря – Приняла участие в организации «Первой государственной выставки картин местных и московских художников» в клубе им. Борохова.

1920
Являлась членом и секретарём творкома УНОВИСа (1920 — 1922).
Вместе с Н. Коган и Л. Лисицким входила в группу «старших кубистов», проводила «вечера опытного рисования». Принимала участие в разработке программы ВНХУ.
6 февраля - Состоялась премьера спектакля-митинга «Победа над солнцем», оформленного В. Ермолаевой под руководством К. Малевича.
В апреле вошла в состав закупочной комиссии Витебского музея современного искусства (М. Шагал, К. Малевич), открывшегося в июне.
28 апреля - Для альманаха «УНОВИС N 1» написала статью «Об изучении кубизма».
май - Выполнила эскизы праздничного оформления Витебска к «Неделе трудового фронта» (майский Всероссийский субботник).
В составе УНОВИСа участвовала в выставке «Революция и искусство» (Витебск).
После отъезда Марка Шагала из Витебска, 19 июня В. М. Ермолаева назначна Отделом ИЗО Наркомпроса ректором «Витебских государственных свободных художественных мастерских».
июль - Участвовала в первой Всероссийской конференции учащих и учащихся искусству (Москва). Экспонировала свои работы на выставке УНОВИСа в Москве.
13 декабря – В помещении кинотеатра «Рекорд» в Витебске прочла доклад «Искусство и современность».
Выполняла плакаты, эскизы вывесок, декораций по заказу губотдела всерабиса.

1921
17 сентября – Вместе Л. Циперсоном работала над сценографией постановки поэмы В. Маяковского «Война и мир». Совместно с Л. Лисицким запланировала оформление комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь».
ноябрь - Выполнила эскизы праздничного оформления Витебска к 3-й годовщине Октябрьской революции.
Участвовала в выставке УНОВИСа (Москва).
Выполнила ряд зарисовок памятников Витебска по заданию Витебской Комиссии по охране памятников старины и искусства.
Прочла доклад «Система кубизма» в Музее художественной культуры в Петрограде.

1922
Эскизы Ермолаевой к спектаклю «Победа над солнцем» представлены на Первой русской художественной выставке в Берлине (Este Russische Kunstausstellung).
Стала организатором научной секции Всерабиса.
июнь -- В качестве уполномоченной по делам Витебского училища передала часть произведений из его коллекции в Музей художественной культуры (МХК).
август -- Вслед за К. Малевичем с группой выпускников Витебского института переехала в Петроград.


В Петрограде Ермолаева получила должность руководителя лаборатории цвета в Государственном институте художественной культуры.

В конце 1920-х годов сотрудничала с журналами «Воробей», «Новый Робинзон», «Чиж» и «Ёж», потом с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства. Она одной из первых иллюстрировала произведения Д. И. Хармса ("Иван Иваныч Самовар", 1929-30), Н. А. Заболоцкого ("Хорошие сапоги", 1928), А. И. Введенского ("Рыбаки", 1929-30; "Подвиг пионера Мочина", 1931) сама придумывает книжки-картинки и вместе с Л. Юдиным книжки-игрушки.


25 декабря 1934 года Ермолаева была арестована, одновременно с группой посещавших её дом художников. За «антисоветскую деятельность, выражавшуюся в пропаганде антисоветских идей и попытке организовать вокруг себя антисоветски настроенную интеллигенцию». 20 сентября 1937 года Ермолаева была осуждена вторично и приговорена в высшей мере наказания. 26 сентября 1937 года В.М. Ермолаева была расстреляна в лагере около Караганды. Место захоронения художницы неизвестно. 20 сентября 1989 года реабилитирована посмертно.

Галерея

Примечания

  1. Повелительно-указующее движение уновисского предводителя своей преднамеренностью, постановочностью также переводило моментальный снимок в ранг исторического документа - правда, мягкое прикосновение Натальи Ивановой, доверчиво опиравшейся на руку Малевича, как-то укрощало авторитарную однозначность жеста. Поразительна и психологическая оркестровка группового портрета - гамма разнородных чувств рисовалась на лицах уновисцев, ехавших завоевывать Москву. Жестковдохновенный темноликий Малевич; воинственный, взъерошенный Лазарь Хидекель; печальный, отрешенный Лазарь Зуперман; бодрый, деловитый Иван Гаврис (похоже, что под мышкой у него уновисский альманах) - и лишь неистребимая жизнерадостность Веры Ермолаевой да наивного маленького подмастерья, выглянувшего из-под руки вождя, расцвечивали улыбкой напряженную серьезность Уновиса. На снимке, помимо Малевича, запечатлены все руководители Единой живописной аудитории: Нина Коган, Лазарь Лисицкий, Вера Ермолаева; подмастерья школы - Моисей Векслер, Моисей Кунин, Лазарь Хидекель, Яков Абарбанель, Иван Гаврис, Иосиф Байтин, Ефим Рояк, Илья Чашник, Эфраим Волхонский, Фаня Белостоцкая, Наталья Иванова, Лев Юдин, Хаим Зельдин, Евгения Магарил, Лев Циперсон, Исаак Бескин; имена остальных установить пока не удалось. У Лисицкого и Байтина, опиравшегося на плечи Гавриса, уновисская эмблема прикреплена на обшлаге рукава; у Векслера в переднем ряду и у Зельдина в глубине вагона черный квадрат приколот на груди. Кругловидная «супрема» (слово уновисцев) в руках Малевича - не блюдо, как могло бы показаться с первого взгляда. Ее автором, очевидно, был Чашник,[1]

Источники

  • / Марина Карман. Деятельность В. Ермолаевой и Н. Коган в Витебском Народном художественном училище // Бюллетень Музея Марка Шагала. Выпуск 21. 2013. Витебск, 2013. С. 100-106.
  • Ковтун Е. Артель художников «Сегодня» // Детская литература. —1968.
  • Ковтун Е. Художник детской книги В.Ермолаева // Детская литература. — 1971
  • Ласкин С. Роман со странностями. ISBN 5-86789-074-0 // Блитц — 1998. Документальный роман о жизни В. М. Ермолаевой.
  • Марочкина А. Вера Ермолаева: Новые факты творческой биографии // Малевич: Классический авангард: Вып. 4 / Под ред. Т. В. Котович. — Витебск, 2000.
  • В круге Малевича: Соратники; Ученики; Последователи в России 1920—1950-х гг. / Сост. И.Карасик. — Спб.: Palace Exibitions, 2000.
  • Шишанов В. Витебский музей современного искусства история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
  • Стерлигов В. О Вере Ермолаевой. Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. (LA, USA), 2010. (Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры № 16). Ч.1. С. 297—311.
  • Шишанов В. «Витебские будетляне» (к вопросу об освещении театральных опытов Уновиса в витебской периодической печати) / В. Шишанов // Малевич. Классический авангард. Витебск - 12: [альманах / ред. Т. Котович]. - Минск: Экономпресс, 2010. - С.57-63.
  • А. Заинчковская, И. Галеев Вера Ермолаева // Издательство: Скорпион, Галеев Галерея; 2009. - ISBN 5-86408-152-3

Ссылки