Змигродский, Константин Антонович — различия между версиями
Shishan (обсуждение | вклад) (→Источники) |
Shishan (обсуждение | вклад) |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
'''Константин Антонович Змигродский''' (белор. ''Канстанцін Антонавіч Змігродскі'' или ''Жмігродзкі'', польск. Konstanty Żmigrodzki 1876 — 1936) — художник, скульптор, медальер. | '''Константин Антонович Змигродский''' (белор. ''Канстанцін Антонавіч Змігродскі'' или ''Жмігродзкі'', польск. Konstanty Żmigrodzki 1876 — 1936) — художник, скульптор, медальер. | ||
== Биография == | == Биография == | ||
− | + | Константин Змигродский родился в Риге в 1876 г. в семье врача. После окончания здесь | |
− | С | + | гимназии и музыкальной школы Константин продолжил образование в Училище технического |
+ | рисования барона А. Л. Штиглица в С.-Петербурге. Затем в 1898 г. поступил в Школу изящных | ||
+ | искусств в Кракове (с 1900 г. – Академия изящных искусств), где обучался мастерству скульп- | ||
+ | тора в мастерской Константы Лящки. Созданные в это время крупные работы «Девятый вал», | ||
+ | «Станчик», «Сказка» принесли художнику признание и известность. | ||
+ | После завершения учебы в Кракове в 1904 году Змигродский путешествовал по Европе, по- | ||
+ | бывал в Дрездене, Берлине, Вене, Мюнхене. В Париже он посещал студии Огюста Родена, Жа- | ||
+ | на Буше. | ||
+ | В 1905 г. Змигродский обосновался в Петербурге и вскоре женился на Софье Пуцято, вла- | ||
+ | девшей фольварком Ловцово в Полоцком уезде<ref name="wiet">[http://e-wietor.pl/puciata-pawel-mateusz/ PUCIATA PAWEŁ MATEUSZ]</ref>.<br />. Однако в 1906 г. из-за революционных событий художник оставил столицу и обосновался в Витебске, где стал преподавать «графические искусства» в мужском и женском частном коммерческом училище В. М. Грекова, а с 1908 г. и черчение в начальном еврейском училище. | ||
В его живописи преобладал исторический жанр («Думка», «Мара», «Крыўда», «Абуджэнне»), также он изготавливал медали, занимался книжной графикой (оформил несколько книг). | В его живописи преобладал исторический жанр («Думка», «Мара», «Крыўда», «Абуджэнне»), также он изготавливал медали, занимался книжной графикой (оформил несколько книг). | ||
Константин Змигродский был одним из тех, кто основал в 1909 году [[Витебская учёная архивная комиссия|Витебскую ученую архивную комиссию]] и был хранителем ее музея. | Константин Змигродский был одним из тех, кто основал в 1909 году [[Витебская учёная архивная комиссия|Витебскую ученую архивную комиссию]] и был хранителем ее музея. | ||
− | + | Как художник, Змигродский много поработал для ВУАК, являясь, в частности,автором ряда обложек и иллюстраций для изданий комиссии: «Каталог монет и медалей музея ВУАК» (1911 г., обложка); «Экскурсия Витебской ученой архивной комиссии 14 мая 1911 г. в местечко Бешенковичи» (обложка и иллюстрации: «Переправа французов через р. Двину в Бешенковичах. 1812 г.», портрет Наполеона); «Полоцко-Витебская старина» (1911 г., обложка,портрет П. А. Столыпина); рисунки к статье П. М. Красавицкого «Памятники церковной старины Полоцко-Витебского края и их охранение». Выполнил Змигродский обложку и для изданной ВУАК отдельной брошюрой лекции «Польский военный флот», прочитанной художником на заседании 23 января 1911 г. [5]. В 1914 г. эта работа была переиздана в Швейцарии на французском языке и в 1918 г. перепечатана в «Морском сборнике» (Петроград). | |
− | + | ||
+ | Благодаря своей деятельности Змигродский приобрел определенный авторитет среди нумизматов и историков и когда встал вопрос о назначении нового директора в Польском музее в Рапперсвиле (Швейцария)была предложена его кандидатура. Как сообщалось в «Витебских губернских ведомостях», уже 9 июня 1913 г. в музей ВУАК был назначен новый хранитель, а Змигродский переведен в состав почетных членов. Художник приступил к работе на новом месте 1 июля 1913 г. Совет музея утвердил назначение на заседании 4 августа 1913 г. | ||
+ | В Польском музее в Рапперсвиле находилась самая большая польская библиотека в изгнании и эмигрантские архивы, хранилась также урна с сердцем Тадеуша Костюшко. <br /> | ||
И хотя в 1927 году коллекция была перевезена в Польшу, музей существует и доныне. | И хотя в 1927 году коллекция была перевезена в Польшу, музей существует и доныне. | ||
<gallery>Файл:Konstanty Żmigrodzki.jpg</gallery> | <gallery>Файл:Konstanty Żmigrodzki.jpg</gallery> | ||
+ | После переезда в Польшу Змигродский получил место советника в дирекции государственных собраний искусства Министерства дел религиозных и народного просвещения Польши, руководителя Государственного нумизматического кабинета и курировал нумизматические собрания. Вступив в Варшавское нумизматическое общество, художник отказался от должности его президента. | ||
+ | В последние годы жизни здоровье Змигродского подорвали диабет и болезни | ||
+ | сердца. Художник умер 1 апреля 1936 г. в Воломине под Варшавой и был похоронен на клад- | ||
+ | бище в Кобылке. | ||
== Примечания == | == Примечания == |
Версия 23:53, 21 мая 2019
Константин Антонович Змигродский (белор. Канстанцін Антонавіч Змігродскі или Жмігродзкі, польск. Konstanty Żmigrodzki 1876 — 1936) — художник, скульптор, медальер.
Биография
Константин Змигродский родился в Риге в 1876 г. в семье врача. После окончания здесь
гимназии и музыкальной школы Константин продолжил образование в Училище технического
рисования барона А. Л. Штиглица в С.-Петербурге. Затем в 1898 г. поступил в Школу изящных
искусств в Кракове (с 1900 г. – Академия изящных искусств), где обучался мастерству скульп-
тора в мастерской Константы Лящки. Созданные в это время крупные работы «Девятый вал»,
«Станчик», «Сказка» принесли художнику признание и известность.
После завершения учебы в Кракове в 1904 году Змигродский путешествовал по Европе, по-
бывал в Дрездене, Берлине, Вене, Мюнхене. В Париже он посещал студии Огюста Родена, Жа-
на Буше.
В 1905 г. Змигродский обосновался в Петербурге и вскоре женился на Софье Пуцято, вла-
девшей фольварком Ловцово в Полоцком уезде[1].
. Однако в 1906 г. из-за революционных событий художник оставил столицу и обосновался в Витебске, где стал преподавать «графические искусства» в мужском и женском частном коммерческом училище В. М. Грекова, а с 1908 г. и черчение в начальном еврейском училище.
В его живописи преобладал исторический жанр («Думка», «Мара», «Крыўда», «Абуджэнне»), также он изготавливал медали, занимался книжной графикой (оформил несколько книг).
Константин Змигродский был одним из тех, кто основал в 1909 году Витебскую ученую архивную комиссию и был хранителем ее музея.
Как художник, Змигродский много поработал для ВУАК, являясь, в частности,автором ряда обложек и иллюстраций для изданий комиссии: «Каталог монет и медалей музея ВУАК» (1911 г., обложка); «Экскурсия Витебской ученой архивной комиссии 14 мая 1911 г. в местечко Бешенковичи» (обложка и иллюстрации: «Переправа французов через р. Двину в Бешенковичах. 1812 г.», портрет Наполеона); «Полоцко-Витебская старина» (1911 г., обложка,портрет П. А. Столыпина); рисунки к статье П. М. Красавицкого «Памятники церковной старины Полоцко-Витебского края и их охранение». Выполнил Змигродский обложку и для изданной ВУАК отдельной брошюрой лекции «Польский военный флот», прочитанной художником на заседании 23 января 1911 г. [5]. В 1914 г. эта работа была переиздана в Швейцарии на французском языке и в 1918 г. перепечатана в «Морском сборнике» (Петроград).
Благодаря своей деятельности Змигродский приобрел определенный авторитет среди нумизматов и историков и когда встал вопрос о назначении нового директора в Польском музее в Рапперсвиле (Швейцария)была предложена его кандидатура. Как сообщалось в «Витебских губернских ведомостях», уже 9 июня 1913 г. в музей ВУАК был назначен новый хранитель, а Змигродский переведен в состав почетных членов. Художник приступил к работе на новом месте 1 июля 1913 г. Совет музея утвердил назначение на заседании 4 августа 1913 г.
В Польском музее в Рапперсвиле находилась самая большая польская библиотека в изгнании и эмигрантские архивы, хранилась также урна с сердцем Тадеуша Костюшко.
И хотя в 1927 году коллекция была перевезена в Польшу, музей существует и доныне.
После переезда в Польшу Змигродский получил место советника в дирекции государственных собраний искусства Министерства дел религиозных и народного просвещения Польши, руководителя Государственного нумизматического кабинета и курировал нумизматические собрания. Вступив в Варшавское нумизматическое общество, художник отказался от должности его президента. В последние годы жизни здоровье Змигродского подорвали диабет и болезни сердца. Художник умер 1 апреля 1936 г. в Воломине под Варшавой и был похоронен на клад- бище в Кобылке.
Примечания
Источники
- Художественная культура Витебска с древности до 1917 года / А. В.Русецкий, Ю. А.Русецкий; Худ. В. Г.Загородний. — Мн.: БелЭн, 2001. —288 с.: ил. ISBN 985-11-0215-6.
- Беларуская энцыклапедыя. У 18 т. Т. 3. — Мінск, 1996.
- Польский военный флот: доклад К. А. Змигродского, читанный в заседании комиссии 23 января 1911 г. — Витебск, [1911].
- Каталог монет и медалей музея Витебской ученой архивной комиссии / К. А. Змигродский. — Витебск, 1911.
- Касьцюшка ў Віцебску
- Подлипский, А.М. Витебские художники – современники Пэна // Ю.Пэн і яго час: матэрыялы навук. канф., Віцебск, 23-24 снеж. 1997 г. / Склад. І.П. Холадава; рэдкал. Г.У. Савіцкі [і інш.]. – Мінск: Медисонт, 2008. – С. 43–45.
- Шишанов, В.А. Константин Змигродский – художник, краевед и музейный деятель // Актуальные проблемы источниковедения: материалы V Международной научно-практической конференции к 110-летию Витебской ученой архивной комиссии, Витебск, 25–26 апреля 2019 г. / – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2019. – С. 375–379.