Змигродский, Константин Антонович — различия между версиями
Shishan (обсуждение | вклад) (→Биография) |
Резонёр (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 9 промежуточных версии 2 участников) | |||
Строка 6: | Строка 6: | ||
рисования барона А. Л. Штиглица в С.-Петербурге. Затем в 1898 г. поступил в Школу изящных | рисования барона А. Л. Штиглица в С.-Петербурге. Затем в 1898 г. поступил в Школу изящных | ||
искусств в Кракове (с 1900 г. – Академия изящных искусств), где обучался мастерству скульптора в мастерской Константы Лящки. Созданные в это время крупные работы «Девятый вал», «Станчик», «Сказка» принесли художнику признание и известность. | искусств в Кракове (с 1900 г. – Академия изящных искусств), где обучался мастерству скульптора в мастерской Константы Лящки. Созданные в это время крупные работы «Девятый вал», «Станчик», «Сказка» принесли художнику признание и известность. | ||
− | После завершения учебы в Кракове в 1904 году Змигродский путешествовал по Европе, | + | После завершения учебы в Кракове в 1904 году Змигродский путешествовал по Европе, побывал в Дрездене, Берлине, Вене, Мюнхене. В Париже он посещал студии Огюста Родена, Жана Буше. |
− | + | В 1905 г. Змигродский обосновался в Петербурге и вскоре женился на Софье Пуцято, владевшей фольварком Ловцово в Полоцком уезде<ref name="wiet">[http://e-wietor.pl/puciata-pawel-mateusz/ PUCIATA PAWEŁ MATEUSZ]</ref>. | |
− | + | [[Файл:Commercial School grekova.jpg|thumb|[[Коммерческие училища В. М. Грекова|Коммерческое мужское училище В. М. Грекова]]. [[Губернаторский бульвар]], дом [[Розен, Александр Фёдорович|барона Розена]]]] | |
− | В 1905 г. Змигродский обосновался в Петербурге и вскоре женился на Софье Пуцято, владевшей фольварком Ловцово в Полоцком уезде<ref name="wiet">[http://e-wietor.pl/puciata-pawel-mateusz/ PUCIATA PAWEŁ MATEUSZ]</ref>. | + | В 1906 г. из-за революционных событий художник оставил столицу и поселился в Витебске, где с 1 сентября стал преподавать «графические искусства» (и работая также классным наблюдателем) в [[Коммерческие училища В. М. Грекова|мужском семиклассном частном коммерческом училище В. М. Грекова]], находившемся на [[Губернаторский бульвар|Губернаторском бульваре]] в доме [[Розен, Александр Фёдорович|барона Розена]]. <br /> |
+ | В 1907 году В. М. Греков открыл [[Коммерческие училища В. М. Грекова|трехклассное женское коммерческое училище]] ([[Улица Путна|Спасская улица]], дом Нефедьевой), Змигородский стал преподавать и там, а с 6 октября 1908 года и черчение в начальном еврейском училище ([[Улица Калинина|Могилевская улица]], дом Колчановской). | ||
+ | |||
В его живописи преобладал исторический жанр («Думка», «Мара», «Крыўда», «Абуджэнне»), также он изготавливал медали, занимался книжной графикой (оформил несколько книг). | В его живописи преобладал исторический жанр («Думка», «Мара», «Крыўда», «Абуджэнне»), также он изготавливал медали, занимался книжной графикой (оформил несколько книг). | ||
Константин Змигродский был одним из тех, кто основал в 1909 году [[Витебская учёная архивная комиссия|Витебскую ученую архивную комиссию]] и был хранителем ее музея. | Константин Змигродский был одним из тех, кто основал в 1909 году [[Витебская учёная архивная комиссия|Витебскую ученую архивную комиссию]] и был хранителем ее музея. | ||
− | Как художник, Змигродский много поработал для ВУАК, являясь, в частности,автором ряда обложек и иллюстраций для изданий комиссии: «Каталог монет и медалей музея ВУАК» (1911 г., обложка); «Экскурсия Витебской ученой архивной комиссии 14 мая 1911 г. в местечко Бешенковичи» (обложка и иллюстрации: «Переправа французов через р. Двину в Бешенковичах. 1812 г.», портрет Наполеона); | + | Как художник, Змигродский много поработал для ВУАК, являясь, в частности,автором ряда обложек и иллюстраций для изданий комиссии: «Каталог монет и медалей музея ВУАК» (1911 г., обложка); «Экскурсия Витебской ученой архивной комиссии 14 мая 1911 г. в местечко Бешенковичи» (обложка и иллюстрации: «Переправа французов через р. Двину в Бешенковичах. 1812 г.», портрет Наполеона); «[[Полоцко-Витебская старина]]» (1911 г., обложка,портрет П. А. Столыпина); рисунки к статье П. М. Красавицкого «Памятники церковной старины Полоцко-Витебского края и их охранение». Выполнил Змигродский обложку и для изданной ВУАК отдельной брошюрой лекции «Польский военный флот», прочитанной художником на заседании 23 января 1911 г. В 1914 г. эта работа была переиздана в Швейцарии на французском языке и в 1918 г. перепечатана в «Морском сборнике» (Петроград). |
− | Благодаря своей деятельности Змигродский приобрел определенный авторитет среди нумизматов и историков и когда встал вопрос о назначении нового директора в Польском музее в Рапперсвиле (Швейцария)была предложена его кандидатура. Как сообщалось в «Витебских губернских ведомостях», уже 9 июня 1913 г. в музей ВУАК был назначен новый хранитель, а Змигродский переведен в состав почетных членов. Художник приступил к работе на новом месте 1 июля 1913 г. Совет музея утвердил назначение на заседании 4 августа 1913 г. | + | Благодаря своей деятельности Змигродский приобрел определенный авторитет среди нумизматов и историков и когда встал вопрос о назначении нового директора в Польском музее в Рапперсвиле (Швейцария) была предложена его кандидатура. Как сообщалось в [[Витебские губернские ведомости|«Витебских губернских ведомостях»]], уже 9 июня 1913 г. в музей ВУАК был назначен новый хранитель, а Змигродский переведен в состав почетных членов. Художник приступил к работе на новом месте 1 июля 1913 г. Совет музея утвердил назначение на заседании 4 августа 1913 г. <br /> |
В Польском музее в Рапперсвиле находилась самая большая польская библиотека в изгнании и эмигрантские архивы, хранилась также урна с сердцем Тадеуша Костюшко. <br /> | В Польском музее в Рапперсвиле находилась самая большая польская библиотека в изгнании и эмигрантские архивы, хранилась также урна с сердцем Тадеуша Костюшко. <br /> | ||
И хотя в 1927 году коллекция была перевезена в Польшу, музей существует и доныне. | И хотя в 1927 году коллекция была перевезена в Польшу, музей существует и доныне. | ||
<gallery>Файл:Konstanty Żmigrodzki.jpg</gallery> | <gallery>Файл:Konstanty Żmigrodzki.jpg</gallery> | ||
− | После переезда в Польшу Змигродский получил место советника в дирекции государственных собраний искусства Министерства дел религиозных и народного просвещения Польши, руководителя Государственного нумизматического кабинета и курировал нумизматические собрания. Вступив в Варшавское нумизматическое общество, художник отказался от должности его президента. | + | После переезда в Польшу Змигродский получил место советника в дирекции государственных собраний искусства Министерства дел религиозных и народного просвещения Польши, руководителя Государственного нумизматического кабинета и курировал нумизматические собрания. Вступив в Варшавское нумизматическое общество, художник отказался от должности его президента. <br /> |
В последние годы жизни здоровье Змигродского подорвали диабет и болезни | В последние годы жизни здоровье Змигродского подорвали диабет и болезни | ||
− | сердца. Художник умер 1 апреля 1936 г. в Воломине под Варшавой и был похоронен на | + | сердца. Художник умер 1 апреля 1936 г. в Воломине под Варшавой и был похоронен на кладбище в Кобылке. |
− | + | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
Строка 35: | Строка 36: | ||
* [https://goo.gl/3Tqncr Касьцюшка ў Віцебску] | * [https://goo.gl/3Tqncr Касьцюшка ў Віцебску] | ||
* [https://drive.google.com/file/d/0B6hoxGq3pJZUTWFDR2YyazZ5aG8/edit Подлипский, А.М. Витебские художники – современники Пэна] // Ю.Пэн і яго час: матэрыялы навук. канф., Віцебск, 23-24 снеж. 1997 г. / Склад. І.П. Холадава; рэдкал. Г.У. Савіцкі [і інш.]. – Мінск: Медисонт, 2008. – С. 43–45. | * [https://drive.google.com/file/d/0B6hoxGq3pJZUTWFDR2YyazZ5aG8/edit Подлипский, А.М. Витебские художники – современники Пэна] // Ю.Пэн і яго час: матэрыялы навук. канф., Віцебск, 23-24 снеж. 1997 г. / Склад. І.П. Холадава; рэдкал. Г.У. Савіцкі [і інш.]. – Мінск: Медисонт, 2008. – С. 43–45. | ||
− | * [https:// | + | * [https://www.academia.edu/39216541/2019_Актуальные_проблемы_источниковедения_Змигродский Шишанов, В.А. Константин Змигродский – художник, краевед и музейный деятель] // Актуальные проблемы источниковедения: материалы V Международной научно-практической конференции к 110-летию Витебской ученой архивной комиссии, Витебск, 25–26 апреля 2019 г. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2019. – С. 375–379. |
[[Категория:Персоналии]] | [[Категория:Персоналии]] | ||
[[Категория:Витебская учёная архивная комиссия]] | [[Категория:Витебская учёная архивная комиссия]] | ||
+ | [[Категория:Ученые, педагоги]] | ||
+ | [[Категория:Художники и скульпторы]] | ||
+ | [[Категория:Жившие в Витебске]] |
Версия 00:32, 25 июня 2022
Константин Антонович Змигродский (белор. Канстанцін Антонавіч Змігродскі или Жмігродзкі, польск. Konstanty Żmigrodzki 1876 — 1936) — художник, скульптор, медальер.
Биография
Константин Змигродский родился в Риге в 1876 г. в семье врача. После окончания здесь гимназии и музыкальной школы продолжил образование в Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в С.-Петербурге. Затем в 1898 г. поступил в Школу изящных искусств в Кракове (с 1900 г. – Академия изящных искусств), где обучался мастерству скульптора в мастерской Константы Лящки. Созданные в это время крупные работы «Девятый вал», «Станчик», «Сказка» принесли художнику признание и известность. После завершения учебы в Кракове в 1904 году Змигродский путешествовал по Европе, побывал в Дрездене, Берлине, Вене, Мюнхене. В Париже он посещал студии Огюста Родена, Жана Буше. В 1905 г. Змигродский обосновался в Петербурге и вскоре женился на Софье Пуцято, владевшей фольварком Ловцово в Полоцком уезде[1].
В 1906 г. из-за революционных событий художник оставил столицу и поселился в Витебске, где с 1 сентября стал преподавать «графические искусства» (и работая также классным наблюдателем) в мужском семиклассном частном коммерческом училище В. М. Грекова, находившемся на Губернаторском бульваре в доме барона Розена.
В 1907 году В. М. Греков открыл трехклассное женское коммерческое училище (Спасская улица, дом Нефедьевой), Змигородский стал преподавать и там, а с 6 октября 1908 года и черчение в начальном еврейском училище (Могилевская улица, дом Колчановской).
В его живописи преобладал исторический жанр («Думка», «Мара», «Крыўда», «Абуджэнне»), также он изготавливал медали, занимался книжной графикой (оформил несколько книг).
Константин Змигродский был одним из тех, кто основал в 1909 году Витебскую ученую архивную комиссию и был хранителем ее музея.
Как художник, Змигродский много поработал для ВУАК, являясь, в частности,автором ряда обложек и иллюстраций для изданий комиссии: «Каталог монет и медалей музея ВУАК» (1911 г., обложка); «Экскурсия Витебской ученой архивной комиссии 14 мая 1911 г. в местечко Бешенковичи» (обложка и иллюстрации: «Переправа французов через р. Двину в Бешенковичах. 1812 г.», портрет Наполеона); «Полоцко-Витебская старина» (1911 г., обложка,портрет П. А. Столыпина); рисунки к статье П. М. Красавицкого «Памятники церковной старины Полоцко-Витебского края и их охранение». Выполнил Змигродский обложку и для изданной ВУАК отдельной брошюрой лекции «Польский военный флот», прочитанной художником на заседании 23 января 1911 г. В 1914 г. эта работа была переиздана в Швейцарии на французском языке и в 1918 г. перепечатана в «Морском сборнике» (Петроград).
Благодаря своей деятельности Змигродский приобрел определенный авторитет среди нумизматов и историков и когда встал вопрос о назначении нового директора в Польском музее в Рапперсвиле (Швейцария) была предложена его кандидатура. Как сообщалось в «Витебских губернских ведомостях», уже 9 июня 1913 г. в музей ВУАК был назначен новый хранитель, а Змигродский переведен в состав почетных членов. Художник приступил к работе на новом месте 1 июля 1913 г. Совет музея утвердил назначение на заседании 4 августа 1913 г.
В Польском музее в Рапперсвиле находилась самая большая польская библиотека в изгнании и эмигрантские архивы, хранилась также урна с сердцем Тадеуша Костюшко.
И хотя в 1927 году коллекция была перевезена в Польшу, музей существует и доныне.
После переезда в Польшу Змигродский получил место советника в дирекции государственных собраний искусства Министерства дел религиозных и народного просвещения Польши, руководителя Государственного нумизматического кабинета и курировал нумизматические собрания. Вступив в Варшавское нумизматическое общество, художник отказался от должности его президента.
В последние годы жизни здоровье Змигродского подорвали диабет и болезни
сердца. Художник умер 1 апреля 1936 г. в Воломине под Варшавой и был похоронен на кладбище в Кобылке.
Примечания
Источники
- Художественная культура Витебска с древности до 1917 года / А. В.Русецкий, Ю. А.Русецкий; Худ. В. Г.Загородний. — Мн.: БелЭн, 2001. —288 с.: ил. ISBN 985-11-0215-6.
- Беларуская энцыклапедыя. У 18 т. Т. 3. — Мінск, 1996.
- Польский военный флот: доклад К. А. Змигродского, читанный в заседании комиссии 23 января 1911 г. — Витебск, [1911].
- Каталог монет и медалей музея Витебской ученой архивной комиссии / К. А. Змигродский. — Витебск, 1911.
- Касьцюшка ў Віцебску
- Подлипский, А.М. Витебские художники – современники Пэна // Ю.Пэн і яго час: матэрыялы навук. канф., Віцебск, 23-24 снеж. 1997 г. / Склад. І.П. Холадава; рэдкал. Г.У. Савіцкі [і інш.]. – Мінск: Медисонт, 2008. – С. 43–45.
- Шишанов, В.А. Константин Змигродский – художник, краевед и музейный деятель // Актуальные проблемы источниковедения: материалы V Международной научно-практической конференции к 110-летию Витебской ученой архивной комиссии, Витебск, 25–26 апреля 2019 г. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2019. – С. 375–379.