Змигродский, Константин Антонович — различия между версиями

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
(Биография)
(не показаны 3 промежуточные версии 2 участников)
Строка 7: Строка 7:
 
искусств в Кракове (с 1900 г. – Академия изящных искусств), где обучался мастерству скульптора в мастерской Константы Лящки. Созданные в это время крупные работы «Девятый вал», «Станчик», «Сказка» принесли художнику признание и известность.
 
искусств в Кракове (с 1900 г. – Академия изящных искусств), где обучался мастерству скульптора в мастерской Константы Лящки. Созданные в это время крупные работы «Девятый вал», «Станчик», «Сказка» принесли художнику признание и известность.
 
После завершения учебы в Кракове в 1904 году Змигродский путешествовал по Европе, побывал в Дрездене, Берлине, Вене, Мюнхене. В Париже он посещал студии Огюста Родена, Жана Буше.
 
После завершения учебы в Кракове в 1904 году Змигродский путешествовал по Европе, побывал в Дрездене, Берлине, Вене, Мюнхене. В Париже он посещал студии Огюста Родена, Жана Буше.
В 1905 г. Змигродский обосновался в Петербурге и вскоре женился на Софье Пуцято, владевшей фольварком Ловцово в Полоцком уезде<ref name="wiet">[http://e-wietor.pl/puciata-pawel-mateusz/ PUCIATA PAWEŁ MATEUSZ]</ref>.<br /> В 1906 г. из-за революционных событий художник оставил столицу и поселился в Витебске, где стал преподавать «графические искусства» в мужском и женском частном коммерческом училище В. М. Грекова, а с 1908 г. и черчение в начальном еврейском училище.
+
В 1905 г. Змигродский обосновался в Петербурге и вскоре женился на Софье Пуцято, владевшей фольварком Ловцово в Полоцком уезде<ref name="wiet">[http://e-wietor.pl/puciata-pawel-mateusz/ PUCIATA PAWEŁ MATEUSZ]</ref>.
 +
[[Файл:Commercial School grekova.jpg|thumb|[[Коммерческие училища В. М. Грекова|Коммерческое мужское училище В. М. Грекова]]. [[Губернаторский бульвар]], дом [[Розен, Александр Фёдорович|барона Розена]]]]
 +
В 1906 г. из-за революционных событий художник оставил столицу и поселился в Витебске, где с 1 сентября стал преподавать «графические искусства» (и работая также классным наблюдателем) в [[Коммерческие училища В. М. Грекова|мужском семиклассном частном коммерческом училище В. М. Грекова]], находившемся на [[Губернаторский бульвар|Губернаторском бульваре]] в доме [[Розен, Александр Фёдорович|барона Розена]]. <br />
 +
В 1907 году В. М. Греков открыл [[Коммерческие училища В. М. Грекова|трехклассное женское коммерческое училище]] ([[Улица Путна|Спасская улица]], дом Нефедьевой), Змигородский стал преподавать и там, а с 6 октября 1908 года и черчение в начальном еврейском училище ([[Улица Калинина|Могилевская улица]], дом Колчановской).  
 +
 
 
В его живописи преобладал исторический жанр («Думка», «Мара», «Крыўда», «Абуджэнне»), также он изготавливал медали, занимался книжной графикой (оформил несколько книг).
 
В его живописи преобладал исторический жанр («Думка», «Мара», «Крыўда», «Абуджэнне»), также он изготавливал медали, занимался книжной графикой (оформил несколько книг).
  
 
Константин Змигродский был одним из тех, кто основал в 1909 году [[Витебская учёная архивная комиссия|Витебскую ученую архивную комиссию]] и был хранителем ее музея.
 
Константин Змигродский был одним из тех, кто основал в 1909 году [[Витебская учёная архивная комиссия|Витебскую ученую архивную комиссию]] и был хранителем ее музея.
  
Как художник, Змигродский много поработал для ВУАК, являясь, в частности,автором ряда обложек и иллюстраций для изданий комиссии: «Каталог монет и медалей музея ВУАК» (1911 г., обложка); «Экскурсия Витебской ученой архивной комиссии 14 мая 1911 г. в местечко Бешенковичи» (обложка и иллюстрации: «Переправа французов через р. Двину в Бешенковичах. 1812 г.», портрет Наполеона); «Полоцко-Витебская старина» (1911 г., обложка,портрет П. А. Столыпина); рисунки к статье П. М. Красавицкого «Памятники церковной старины Полоцко-Витебского края и их охранение». Выполнил Змигродский обложку и для изданной ВУАК отдельной брошюрой лекции «Польский военный флот», прочитанной художником на заседании 23 января 1911 г. В 1914 г. эта работа была переиздана в Швейцарии на французском языке и в 1918 г. перепечатана в «Морском сборнике» (Петроград).
+
Как художник, Змигродский много поработал для ВУАК, являясь, в частности,автором ряда обложек и иллюстраций для изданий комиссии: «Каталог монет и медалей музея ВУАК» (1911 г., обложка); «Экскурсия Витебской ученой архивной комиссии 14 мая 1911 г. в местечко Бешенковичи» (обложка и иллюстрации: «Переправа французов через р. Двину в Бешенковичах. 1812 г.», портрет Наполеона); «[[Полоцко-Витебская старина]]» (1911 г., обложка,портрет П. А. Столыпина); рисунки к статье П. М. Красавицкого «Памятники церковной старины Полоцко-Витебского края и их охранение». Выполнил Змигродский обложку и для изданной ВУАК отдельной брошюрой лекции «Польский военный флот», прочитанной художником на заседании 23 января 1911 г. В 1914 г. эта работа была переиздана в Швейцарии на французском языке и в 1918 г. перепечатана в «Морском сборнике» (Петроград).
  
Благодаря своей деятельности Змигродский приобрел определенный авторитет среди нумизматов и историков и когда встал вопрос о назначении нового директора в Польском музее в Рапперсвиле (Швейцария) была предложена его кандидатура. Как сообщалось в «Витебских губернских ведомостях», уже 9 июня 1913 г. в музей ВУАК был назначен новый хранитель, а Змигродский переведен в состав почетных членов. Художник приступил к работе на новом месте 1 июля 1913 г. Совет музея утвердил назначение на заседании 4 августа 1913 г.
+
Благодаря своей деятельности Змигродский приобрел определенный авторитет среди нумизматов и историков и когда встал вопрос о назначении нового директора в Польском музее в Рапперсвиле (Швейцария) была предложена его кандидатура. Как сообщалось в [[Витебские губернские ведомости|«Витебских губернских ведомостях»]], уже 9 июня 1913 г. в музей ВУАК был назначен новый хранитель, а Змигродский переведен в состав почетных членов. Художник приступил к работе на новом месте 1 июля 1913 г. Совет музея утвердил назначение на заседании 4 августа 1913 г. <br />
 
В Польском музее в Рапперсвиле находилась самая большая польская библиотека в изгнании и эмигрантские архивы, хранилась также урна с сердцем Тадеуша Костюшко. <br />
 
В Польском музее в Рапперсвиле находилась самая большая польская библиотека в изгнании и эмигрантские архивы, хранилась также урна с сердцем Тадеуша Костюшко. <br />
 
И хотя в 1927 году коллекция была перевезена в Польшу, музей существует и доныне.
 
И хотя в 1927 году коллекция была перевезена в Польшу, музей существует и доныне.
 
<gallery>Файл:Konstanty Żmigrodzki.jpg</gallery>
 
<gallery>Файл:Konstanty Żmigrodzki.jpg</gallery>
После переезда в Польшу Змигродский получил место советника в дирекции государственных собраний искусства Министерства дел религиозных и народного просвещения Польши, руководителя Государственного нумизматического кабинета и курировал нумизматические собрания. Вступив в Варшавское нумизматическое общество, художник отказался от должности его президента.
+
После переезда в Польшу Змигродский получил место советника в дирекции государственных собраний искусства Министерства дел религиозных и народного просвещения Польши, руководителя Государственного нумизматического кабинета и курировал нумизматические собрания. Вступив в Варшавское нумизматическое общество, художник отказался от должности его президента. <br />
 
В последние годы жизни здоровье Змигродского подорвали диабет и болезни
 
В последние годы жизни здоровье Змигродского подорвали диабет и болезни
 
сердца. Художник умер 1 апреля 1936 г. в Воломине под Варшавой и был похоронен на кладбище в Кобылке.
 
сердца. Художник умер 1 апреля 1936 г. в Воломине под Варшавой и был похоронен на кладбище в Кобылке.
Строка 32: Строка 36:
 
* [https://goo.gl/3Tqncr Касьцюшка ў Віцебску]
 
* [https://goo.gl/3Tqncr Касьцюшка ў Віцебску]
 
* [https://drive.google.com/file/d/0B6hoxGq3pJZUTWFDR2YyazZ5aG8/edit Подлипский, А.М. Витебские художники – современники Пэна] // Ю.Пэн і яго час: матэрыялы навук. канф., Віцебск, 23-24 снеж. 1997 г. / Склад. І.П. Холадава; рэдкал. Г.У. Савіцкі [і інш.]. – Мінск: Медисонт, 2008. – С. 43–45.
 
* [https://drive.google.com/file/d/0B6hoxGq3pJZUTWFDR2YyazZ5aG8/edit Подлипский, А.М. Витебские художники – современники Пэна] // Ю.Пэн і яго час: матэрыялы навук. канф., Віцебск, 23-24 снеж. 1997 г. / Склад. І.П. Холадава; рэдкал. Г.У. Савіцкі [і інш.]. – Мінск: Медисонт, 2008. – С. 43–45.
* [https://issuu.com/linkedin63/docs/2019_istochnikovedenie_zmigrodskij Шишанов, В.А. Константин Змигродский – художник, краевед и музейный деятель] // Актуальные проблемы источниковедения: материалы V Международной научно-практической конференции к 110-летию Витебской ученой архивной комиссии, Витебск, 25–26 апреля 2019 г. / – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2019. – С. 375–379.
+
* [https://www.academia.edu/39216541/2019_Актуальные_проблемы_источниковедения_Змигродский Шишанов, В.А. Константин Змигродский – художник, краевед и музейный деятель] // Актуальные проблемы источниковедения: материалы V Международной научно-практической конференции к 110-летию Витебской ученой архивной комиссии, Витебск, 25–26 апреля 2019 г. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2019. – С. 375–379.
 
[[Категория:Персоналии]]
 
[[Категория:Персоналии]]
 
[[Категория:Витебская учёная архивная комиссия]]
 
[[Категория:Витебская учёная архивная комиссия]]
 +
[[Категория:Ученые, педагоги]]
 +
[[Категория:Художники и скульпторы]]
 +
[[Категория:Жившие в Витебске]]

Версия 00:32, 25 июня 2022

Żmigrodzki.jpg

Константин Антонович Змигродский (белор. Канстанцін Антонавіч Змігродскі или Жмігродзкі, польск. Konstanty Żmigrodzki 1876 — 1936) — художник, скульптор, медальер.

Биография

Константин Змигродский родился в Риге в 1876 г. в семье врача. После окончания здесь гимназии и музыкальной школы продолжил образование в Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в С.-Петербурге. Затем в 1898 г. поступил в Школу изящных искусств в Кракове (с 1900 г. – Академия изящных искусств), где обучался мастерству скульптора в мастерской Константы Лящки. Созданные в это время крупные работы «Девятый вал», «Станчик», «Сказка» принесли художнику признание и известность. После завершения учебы в Кракове в 1904 году Змигродский путешествовал по Европе, побывал в Дрездене, Берлине, Вене, Мюнхене. В Париже он посещал студии Огюста Родена, Жана Буше. В 1905 г. Змигродский обосновался в Петербурге и вскоре женился на Софье Пуцято, владевшей фольварком Ловцово в Полоцком уезде[1].

В 1906 г. из-за революционных событий художник оставил столицу и поселился в Витебске, где с 1 сентября стал преподавать «графические искусства» (и работая также классным наблюдателем) в мужском семиклассном частном коммерческом училище В. М. Грекова, находившемся на Губернаторском бульваре в доме барона Розена.
В 1907 году В. М. Греков открыл трехклассное женское коммерческое училище (Спасская улица, дом Нефедьевой), Змигородский стал преподавать и там, а с 6 октября 1908 года и черчение в начальном еврейском училище (Могилевская улица, дом Колчановской).

В его живописи преобладал исторический жанр («Думка», «Мара», «Крыўда», «Абуджэнне»), также он изготавливал медали, занимался книжной графикой (оформил несколько книг).

Константин Змигродский был одним из тех, кто основал в 1909 году Витебскую ученую архивную комиссию и был хранителем ее музея.

Как художник, Змигродский много поработал для ВУАК, являясь, в частности,автором ряда обложек и иллюстраций для изданий комиссии: «Каталог монет и медалей музея ВУАК» (1911 г., обложка); «Экскурсия Витебской ученой архивной комиссии 14 мая 1911 г. в местечко Бешенковичи» (обложка и иллюстрации: «Переправа французов через р. Двину в Бешенковичах. 1812 г.», портрет Наполеона); «Полоцко-Витебская старина» (1911 г., обложка,портрет П. А. Столыпина); рисунки к статье П. М. Красавицкого «Памятники церковной старины Полоцко-Витебского края и их охранение». Выполнил Змигродский обложку и для изданной ВУАК отдельной брошюрой лекции «Польский военный флот», прочитанной художником на заседании 23 января 1911 г. В 1914 г. эта работа была переиздана в Швейцарии на французском языке и в 1918 г. перепечатана в «Морском сборнике» (Петроград).

Благодаря своей деятельности Змигродский приобрел определенный авторитет среди нумизматов и историков и когда встал вопрос о назначении нового директора в Польском музее в Рапперсвиле (Швейцария) была предложена его кандидатура. Как сообщалось в «Витебских губернских ведомостях», уже 9 июня 1913 г. в музей ВУАК был назначен новый хранитель, а Змигродский переведен в состав почетных членов. Художник приступил к работе на новом месте 1 июля 1913 г. Совет музея утвердил назначение на заседании 4 августа 1913 г.
В Польском музее в Рапперсвиле находилась самая большая польская библиотека в изгнании и эмигрантские архивы, хранилась также урна с сердцем Тадеуша Костюшко.
И хотя в 1927 году коллекция была перевезена в Польшу, музей существует и доныне.

После переезда в Польшу Змигродский получил место советника в дирекции государственных собраний искусства Министерства дел религиозных и народного просвещения Польши, руководителя Государственного нумизматического кабинета и курировал нумизматические собрания. Вступив в Варшавское нумизматическое общество, художник отказался от должности его президента.
В последние годы жизни здоровье Змигродского подорвали диабет и болезни сердца. Художник умер 1 апреля 1936 г. в Воломине под Варшавой и был похоронен на кладбище в Кобылке.

Примечания

  1. PUCIATA PAWEŁ MATEUSZ

Источники

  • Художественная культура Витебска с древности до 1917 года / А. В.Русецкий, Ю. А.Русецкий; Худ. В. Г.Загородний. — Мн.: БелЭн, 2001. —288 с.: ил. ISBN 985-11-0215-6.
  • Беларуская энцыклапедыя. У 18 т. Т. 3. — Мінск, 1996.
  • Польский военный флот: доклад К. А. Змигродского, читанный в заседании комиссии 23 января 1911 г. — Витебск, [1911].
  • Каталог монет и медалей музея Витебской ученой архивной комиссии / К. А. Змигродский. — Витебск, 1911.
  • Касьцюшка ў Віцебску
  • Подлипский, А.М. Витебские художники – современники Пэна // Ю.Пэн і яго час: матэрыялы навук. канф., Віцебск, 23-24 снеж. 1997 г. / Склад. І.П. Холадава; рэдкал. Г.У. Савіцкі [і інш.]. – Мінск: Медисонт, 2008. – С. 43–45.
  • Шишанов, В.А. Константин Змигродский – художник, краевед и музейный деятель // Актуальные проблемы источниковедения: материалы V Международной научно-практической конференции к 110-летию Витебской ученой архивной комиссии, Витебск, 25–26 апреля 2019 г. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2019. – С. 375–379.