Костёл святого Антония
Римско-католический костёл святого Антония Падуанского — не сохранившийся храм, часть некогда существовавшего бернардинского комплекса, включавшего также стоявший рядом монастырь. Располагался с восточной стороны Рыночной площади и Смоленской улицы.
Костёл, как и монастырь был фундован (профинансирован) в 1676 году витебским воеводой Яном Антонием Храповицким.
Именно у гробницы святого Антония 18 января 1637 года во время обучения в Падуанском университете Ян Храповицкий отрекся от кальвинизма и перешел в католическую веру.
Здания были деревянные и горели в пожарах 1700 и 1733гг. В 1737 г. началось строительство каменного костёла и монастыря, а в 1768 г. костёл был освящен в честь Св. Антония Падуанского белорусским бискупом-суффраганом Феликсом Товянским.
Описание
Архитектура костела насыщенностью декоративной отделки контрастировала с корпусом монастыря.
Костёл представлял из себя трехнефную двухбашенную базилику, в восточной части завершенную развитой апсидой с двумя сакристиями (ризницами). Его внутреннее пространство делили на три нефа профилированные колонны. Пролеты центрального нефа были перекрыты крестовыми сводами, а боковые — цилиндричными с подпорными арками.
Костёл Св. Антония был не вытянут вглубь как это бывает обычно, а был квадратным в плане (не считая главного алтаря и ризниц по обе его стороны). Поэтому своды внутри здания поддерживали всего четыре опоры.
Полукруглую апсиду в интерьере заполнял мощный 2-ярусный барочный алтарь, подсвеченый двумя высокими боковыми арочными оконными проемами. Первый ярус алтаря был в виде коринфской колоннады, которая несла члененный профилированный антаблемент (продольный участок над колонами), второй ярус представлял собой прямоугольный щит с лепным панно "Глория" и боковыми валютами с фигурками ангелов. Идентично, но в меньшем масштабе, были решены боковые алтари. Пол был выложен терракотовой плиткой. Среди убранства костёла особенно выделялся образ(полотно) "Св. Иосафат" в фигурной резной раме в стиле рококо.
Основание башен выступало за линию главного фасада.
Главный (западный) фасад был необычайных пропорций для подобных храмов: растянутый по горизонтали, что придавало ему присадистый характер. Фасад имел трехчастное членение по вертикали и трехъярусное по горизонтали. Башни начинались от самого основания и завершались сложной декоративной отделкой. Центральный неф на главном фасаде был завершен декоративным барочным щитом, украшенным волютами и пилястрами. В отделке ярусов использовались полуколонны, карнизы сложного профиля, плоские прямоугольные ниши, полукруглые и лучковые проемы.
По своей архитектуре костел Св. Антония близок к стилю "виленского барокко".
Бернардинский костел благодаря своему растянутому вширь общему очертанию гармонировал с длительной по горизонтали массой монастыря. При взгляде с моста на Рыночную площадь растянутость фасада костела исчезала.
История
В отличии от большинства витебских храмов костёл Св. Антония не передавался православной церкви. В 1843 г. костёл стал приходским (парафиальным).
В конце 1901 года завершен ремонт. Были подновлены внутренние росписи и киоты. Появились в костёле и новые иконы. Их написал варшавский художник Тынчинский.
В 1906 году костелу св. Антония (настоятель ксендз К. С. Андрушкевич) принадлежало 80 дес. земли (ф. Рыболовщина)[1].
При Советской власти костёл закрыт в 1940 году. Была попытка передать здание под лекционный корпус (? - спортзал) медицинского института, но по инициативе Юрки Витьбича и архитектора Мельника 30 июня 1940 года был открыт Антирелигиозный музей.
До 1941 года в нём располагался Музей атеизма. Там хранились мощи Святой Евфросинии Полоцкой[2] А также был подвешен маятник Фуко, демонстрирующий вращение Земли.
В 1944 были разрушены верхушки башен. Окончательно костёл был уничтожен в 1961 году.
Есть планы восстановления костёла, правда из-за расширенной в начале 1970-х годов проезжей части улицы Ленина здание предполагается сместить немного восточнее. Согласие Министерства культуры Республики Беларусь на смещение костела при его восстановлении уже получено. Однако начать официально процесс выделения земли и проектирования не позволяет отсутствие необходимых средств[3].
Интересные факты
- В 1899 году костёл посетил русский писатель И. А. Бунин. Позднее это событие он отразил в своём романе «Жизнь Арсеньева»:
Ни Акрополь, ни Баальбек, ни Фивы, ни Пестум, ни святая София,ни старые церкви в русских Кремлях и доныне несравнимы для меня с готическими соборами. Как потряс меня орган, когда я впервые (в юношеские годы) вошел в костел, хотя это был всего на всего костел в Витебске! Мне показалось тогда, что нет на земле более дивных звуков, чем эти грозные, скрежещущие раскаты, гул и громы, среди которых и наперекор которым вопиют и ликуют в разверстых небесах ангельские
гласы ...
Темнело, я пришел на какую-то площадь, на которой возвышался желтыйкостел с двумя звонницами. Войдя в него, я увидал полумрак, ряды скамеек, впереди, на престоле, полукруг огоньков. И тотчас медлительно, задумчиво запел где-то надо мной орган, потек глухо и плавно, потом стал возвышаться, расти -- резко, металлически ... стал кругло дрожать, скрежетать, как бы вырываясь из-под чего-то глушившего его, потом вдруг вырвался и звонко разлился небесными песнопениями ... Впереди, среди огоньков, то поднималось, то падало бормотание, гнусаво раздавались латинские возгласы. В сумраке, по обеим сторонам уходящих вперед толстых каменных колонн, терявшихся вверху в темноте, черными привидениями стояли на цоколях какие-то железные латники. В
высоте над алтарем сумрачно умирало большое многоцветное окно...
- В 2001г. была воссоздана и зарегистрирована витебская парафия (римско-католический приход) Св. Антония Падуанского в память об утраченной святыне.
Современный католический храм Св. Антония Падуанского в Витебске располагается по адресу улица Гагарина, 46а в реконструируемом здании бывшего дома культуры.
Галерея
Храповицкий, Ян Антоний (1 октября 1612 — 3 ноября 1686)
Акварель Юзефа Пешки, около 1800 года. Слева - костёл св. Антония, справа — Воскресенская церковь
Бернардинский монастырь и костёл. Вид со стороны Галеева ручья. Фрагмент акварели Юзефа Пешки. Около 1800 года
Смоленская улица возле Ратуши. Фото Фото С. А. Юрковского. XIX век
Панорама с Кстовской горы. Конец XIX века
Вид с Успенской горы. Костёл на заднем плане. Фото Прокудина-Горского. 1912
Картина Марка Шагала «Рыночная площадь, Витебск», 1917 (вид со двора на северную часть костела
Кадр из кинохроники 1930-х годов
Вид с Успенской горки. Улица Толстого, костел святого Антония, ратуша. 1941—1944
Вид с Кстовской горы на костел св. Антония и ратушу. 1941-1944
Марк Шагал. «Серый дом». 1917 год
Минин Е. С. "Костел св. Антония". Гравюра на дереве 1927 год.
Почтовая марка с картиной С. Б. Юдовина «Витебск. Костёл Св. Антония»
См. также
Примечания
- ↑ списки лиц, имеющих право участия в городских и уездных съездах избирателей в Государственную Думу І, ІІ, ІІІ и IV созывов по Витебской губернии.
- ↑ Перенесены в августе 1941 года в Свято-Покровский собор
- ↑ Юрчак Д.В Восстановление разрушенных культовых объектов Витебска
Источники
- Вялікае Княства Літоўскае. Т. 1: Абаленскі — Кадэнцыя. — Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 2005. — 684 с.: іл. ISBN 985-11-0314-4
- Витебск / О. Н. Левко; Нац. академия наук Беларуси, Институт истории. — Минск: Беларуская навука, 2010. — 335 с.: ил. — (Древнейшие города Беларуси) — ISBN 9789850811172
- Кулагін А. М. Каталіцкія храмы Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. — Мн.: БелЭн, 2000. — 216 с. — ISBN 985-11-0187-7
- Памятная книжка Витебской губернии на 1865 год. — Санкт-Петербург: 1865
- Чарняўская Т. І. Архітэктура Віцебска: З гісторыі планіроўкі і забудовы горада. — Мн.: Навука і тэхніка, 1980.