Лисицкий, Лазарь Маркович — различия между версиями
Резонёр (обсуждение | вклад) (→Примечания) |
Vladimir (обсуждение | вклад) |
||
Строка 13: | Строка 13: | ||
− | Летом 1921 года Лисицкий был вызван в Москву во ВХУТЕМАС <ref name="vhutemas">Высшие художественно-технические мастерские</ref> вести курс истории архитектуры и монументальной живописи. | + | Летом 1921 года Лисицкий был вызван в Москву во ВХУТЕМАС <ref name="vhutemas">Высшие художественно-технические мастерские</ref> вести курс истории архитектуры и монументальной живописи. В 1922 г. вместе с И. Г. Эдинбургом основал журнал «Вещь», в 1925 г. совместнос М. Штамом и Г. Шмидтом — журнал «АВС», а также с Г. Арпом в Цюрихе издал книгу-монтаж «Кунстизм»<ref name="z">Знаменитые русские художники: Биографический словарь — СПб.: Азбука, 2000. — С. 154—156. — 400 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7684-0518-6</ref>. |
С 1926 года преподавал в ВХУТЕИНе<ref name="vhutein">Высший художественно-технический институт</ref>, вступил в ИНХУК<ref name="inhuk">Институт художественной культуры</ref>. Создал несколько архитектурных проектов. | С 1926 года преподавал в ВХУТЕИНе<ref name="vhutein">Высший художественно-технический институт</ref>, вступил в ИНХУК<ref name="inhuk">Институт художественной культуры</ref>. Создал несколько архитектурных проектов. | ||
Строка 29: | Строка 29: | ||
В 1919—24 годах художник создавал пространственные композиции, которые он называл «проунами». Проуны представляли собой визуальное изображение утопических архитектурных идей художника – это оторвавшиеся от земли, устремлённые к небу или находящиеся в состоянии невозможного для земной архитектуры равновесия конструкции. | В 1919—24 годах художник создавал пространственные композиции, которые он называл «проунами». Проуны представляли собой визуальное изображение утопических архитектурных идей художника – это оторвавшиеся от земли, устремлённые к небу или находящиеся в состоянии невозможного для земной архитектуры равновесия конструкции. | ||
− | Архитектурная деятельность Эля Лисицкого заключалась в создании проектов «горизонтальных небоскрёбов» (1923—25). В 1930—1932 | + | Архитектурная деятельность Эля Лисицкого заключалась в создании проектов «горизонтальных небоскрёбов» (1923—25). В 1930—1932 гг. в Москве по проекту Лисицкого была построена типография журнала «Огонёк». В 1930-х гг. Эль Лисицкий оформлял журнал «СССР на стройке», альбомы «15 лет СССР» и «15 лет РККА»<ref name="z" />. |
Также, Эль Лисицкий увлекался фотографией и фотомонтажом. В 1924 году с помощью техники фотомонтажа он создал автопортрет. | Также, Эль Лисицкий увлекался фотографией и фотомонтажом. В 1924 году с помощью техники фотомонтажа он создал автопортрет. | ||
Строка 44: | Строка 44: | ||
== Источники == | == Источники == | ||
* ''Шатских А. С.'' Витебск. Жизнь искусства. 1917—1922. — М.: Языки русской культуры, 2001 г. — 256 с. — ISBN 5-7859-0117-X | * ''Шатских А. С.'' Витебск. Жизнь искусства. 1917—1922. — М.: Языки русской культуры, 2001 г. — 256 с. — ISBN 5-7859-0117-X | ||
− | * [http://slovari.yandex.ru/% | + | * [http://slovari.yandex.ru/эль%20лисицкий/БСЭ/Лисицкий%20Лазарь%20Маркович/ Лисицкий Лазарь Маркович] // БСЭ |
* [http://www.eleven.co.il/article/12471 Эль Лисицкий в Еврейской электронной энциклопедии] | * [http://www.eleven.co.il/article/12471 Эль Лисицкий в Еврейской электронной энциклопедии] | ||
* [http://www.compuart.ru/article.aspx?id=9290&iid=393 Художник книги Эль Лисицкий] | * [http://www.compuart.ru/article.aspx?id=9290&iid=393 Художник книги Эль Лисицкий] | ||
− | * Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 3. Карчма — Найгрыш / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1986. — 751 с. — 10 000 экз | + | * Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 3. Карчма — Найгрыш / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1986. — 751 с. — 10 000 экз. |
+ | * Знаменитые русские художники: Биографический словарь — СПб.: Азбука, 2000. — С. 154—156. — 400 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7684-0518-6 | ||
== Примечания == | == Примечания == |
Версия 18:13, 3 сентября 2012
Ла́зарь Ма́ркович (Мо́рдухович) Лиси́цкий (Эль Лисицкий) (10 (22) ноября 1890, с. Починок Смоленской губернии (ныне г. Починок Смоленской области РФ) — 30 декабря 1941, Москва) — советский художник и архитектор, выдающийся представитель русского и еврейского авангарда.
Содержание
Биография
Лазарь Лисицкий родился 10 ноября 1890 года на станции Починок Смоленской губернии в семье ремесленника. Учился в реальном училище Смоленска, живя у своего деда. Летние каникулы проводил в Витебске, где в 1903 году начал заниматься в «Школе рисования и живописи» Иегуды Пэна. После окончания училища поступил на архитектурный факультет Высшей политехнической школы в Дармштадте (Германия), которое окончил в 1914 году. Затем, для получения российского диплома, ещё два года (1915—1916) проучился в Рижском политехническом институте, эвакуированном в Москву.
После получения образования Лазарь Лисицкий участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств (выставки в 1917 г. и 1918 г., Москва, в 1920 г., Киев) и в выставках объединения «Мир искусства» (1916 г. и 1917 г.).
В мае 1919 года, по приглашению Марка Шагала, приехал в Витебск для руководства архитектурной мастерской Витебского Народного художественного училища. Так как, архитектурную мастерскую планировалось открыть только осенью 1919, то по приезду в Витебск Лисицкий подготавливал иллюстрации для витебских газет, создал декорации для спектакля «Женщина с моря» по пьесе Г. Ибсена. С сентября 1919 до осени 1920 Лазарь Лисицкий преподавал в архитектурной мастерской.
Во многом благодаря Лисицкому, увлекавшемуся супрематизмом, в ноябре 1919 года в Витебск приехал преподавать создатель супрематизма Казимир Малевич. Вместе с Малевичем, Лазарь Лисицкий участвовал в создании и работе авангардного художественного объединения УНОВИС. Лисицкий и Малевич декорировали здания города к праздникам в супрематическом стиле, создали торжественное убранство театра к годовщине витебского Комитета по борьбе с безработицей, устраивали выставки, философские диспуты. В Витебске Л. Лисицкий впервые использовал псевдоним Эль Лисицкий.
Летом 1921 года Лисицкий был вызван в Москву во ВХУТЕМАС [1] вести курс истории архитектуры и монументальной живописи. В 1922 г. вместе с И. Г. Эдинбургом основал журнал «Вещь», в 1925 г. совместнос М. Штамом и Г. Шмидтом — журнал «АВС», а также с Г. Арпом в Цюрихе издал книгу-монтаж «Кунстизм»[2].
С 1926 года преподавал в ВХУТЕИНе[3], вступил в ИНХУК[4]. Создал несколько архитектурных проектов.
В 1921—1925 годах жил в Германии и Швейцарии; вступил в голландскую группу «Стиль». После возвращения в Москву занимался оформлением книг, журналов, плакатов.
Умер 30 декабря 1941 года в Москве. За несколько дней до смерти многотысячным тиражом был отпечатан его плакат «Давайте побольше танков... Всё для фронта! Всё для победы!».
Творчество
Ранние годы активной творческой деятельности Л. Лисицкого, в основном, были отданы оформлению книг на идише («Пражская легенда» М. Бродерзона, 1917; «Козочка», 1919; «Украинские народные сказки», 1922, и др.). Первоначально, национальная тема был главной для художника, заставляя стремиться к созданию нового еврейского искусства.
Но революционные годы пробуждали в творцах того времени космополитизм, не стал исключением и Лазарь Маркович. Под влиянием Малевича Лисицкий погружался в мир супрематизма. Это выражалось в создании супрематических плакатов, оформлении книг («Супрематический сказ про два квадрата», 1922). Одной из самых известных работ Лисицкого стал плакат «Клином красным бей белых», отпечатанный в Витебске в 1920 году. В Витебскому периоду творчества относится также плакат «Победа над солнцем»[5].
В 1919—24 годах художник создавал пространственные композиции, которые он называл «проунами». Проуны представляли собой визуальное изображение утопических архитектурных идей художника – это оторвавшиеся от земли, устремлённые к небу или находящиеся в состоянии невозможного для земной архитектуры равновесия конструкции.
Архитектурная деятельность Эля Лисицкого заключалась в создании проектов «горизонтальных небоскрёбов» (1923—25). В 1930—1932 гг. в Москве по проекту Лисицкого была построена типография журнала «Огонёк». В 1930-х гг. Эль Лисицкий оформлял журнал «СССР на стройке», альбомы «15 лет СССР» и «15 лет РККА»[2].
Также, Эль Лисицкий увлекался фотографией и фотомонтажом. В 1924 году с помощью техники фотомонтажа он создал автопортрет.
Галерея
Источники
- Шатских А. С. Витебск. Жизнь искусства. 1917—1922. — М.: Языки русской культуры, 2001 г. — 256 с. — ISBN 5-7859-0117-X
- Лисицкий Лазарь Маркович // БСЭ
- Эль Лисицкий в Еврейской электронной энциклопедии
- Художник книги Эль Лисицкий
- Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 3. Карчма — Найгрыш / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1986. — 751 с. — 10 000 экз.
- Знаменитые русские художники: Биографический словарь — СПб.: Азбука, 2000. — С. 154—156. — 400 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7684-0518-6
Примечания
- ↑ Высшие художественно-технические мастерские
- ↑ 1 2 Знаменитые русские художники: Биографический словарь — СПб.: Азбука, 2000. — С. 154—156. — 400 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7684-0518-6
- ↑ Высший художественно-технический институт
- ↑ Институт художественной культуры
- ↑ Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 3. Карчма — Найгрыш / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1986. — 751 с. — 10 000 экз