Мицкевич, Николай Антонович

Материал из Витебская энциклопедии
Версия от 21:48, 25 сентября 2021; Резонёр (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Николай Антонович Мицкевич''' (белор. ''Мікалай Антонавіч Міцкевіч'', 3 (16) января 1901; Парич…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Николай Антонович Мицкевич (белор. Мікалай Антонавіч Міцкевіч, 3 (16) января 1901; Паричи, Бобруйский уезд Минской губернии — 23 февраля 1954) — белорусский советский актер и режиссер. Заслуженный деятель искусств БССР (1949).

Биография

Начинал Мицкевич в 1918 году актёром в «Первом товариществе драмы и комедии» под руководством Флориана Ждановича. Немецкие и польские оккупационные власти не препятствовали деятельность белорусского театра. После занятия Минска Красной армией, в сентябре 1920 года на основании этой труппы был создан Белорусский государственный театр (БДТ-1; ныне Национальный академический театр имени Я. Купалы).

В 1921 году руководство Социалистической Советской Республики Белоруссия (ССРБ) было принято решение о создании национальных театральных кадров. 1 октября 1921 года в Москве была открыта студия подготовки белорусских артистов. Педагогами были артисты и режиссёры Московского художественного театра второго (МХАТ-2).

С 1922 года в Белорусской драматической студии при МХАТ стал учиться Николай Мицкевич. Выпуск состоялся в 1926 году.
21 ноября 1926 года на базе этой студии в Витебске был открыт Второй Белорусский государственный театр (БГТ-2).

Первая самостоятельная режиссерская работа Мицкевича – постановка пьесы Ю. Юрьина «Когда поют петухи» (1928). В произведении рассказывалось, как немецкую рабочую делегацию, которая навестила страну Советов, на родине жестоко преследуют за слова правды о СССР. Перед режиссёром стояла задача преодолеть недостатки довольно схематичной пьесы. Мицкевич стремился максимально заострить конфликт между представителями разных социальных групп. Положительные персонажи трактовались строго реалистично, а отрицательные – гротескно. В дальнейшем этот приём станет одним из наиболее близких ему.

Несмотря всё старание режиссера при постановке идеологических агитационных пьес в 1933 году Мицкевича сняли с должности художественного руководителя за «формализм», он поехал в Харьков, работал в разных труппах до начала Великой Отечественной войны. Потом был фронтовой театр, а в 1942-м Николай Мицкевич возвращается к витебским товарищам и не расстается с ними до последних дней жизни.
Ставил преимущественно современный репертуар.

Постановки

  • «Кочегары» Гурского (1931),
  • «На западе бой» В. Вишневского (1933),
  • «Нашествие» Л. Леонова (1943),
  • «Кремлевские куранты» Н. Погодина (1945),
  • «Великая сила» Б. Ромашова (1948),
  • «Калиновая роща» А. Корнейчука и «Правда хорошо, а счастье лучше» А.Островского (1950),
  • «Разлом» Б. Лавренева (1951),
  • «Васса Железнова» М. Горького (1953),
  • «Гаити» У. Дюбуа (1954).

Спектакли по пьесам белорусских авторов

  • «Кочегары» И. Гурского и «Напор» А. Александровича (1931),
  • «Заложники» А. Кучера (1944),
  • «Алазанская долина» К. Губаревича и И. Дорского (1949),
  • «Песня наших сердец»(1949) и «Когда зацветают сады» (1950) В. Полесского,
  • «Поют жаворонки» К. Крапивы (1950) и др.

Студии

Николай Мицкевич дважды был художественным руководителем студий при БГТ-2 по подготовке молодых актеров.

  • Студия 1928—1931

Преподавались актёрское мастерство, сценическое движение и пластика, грим, сценическая речь, общественные дисциплины. Выпускники студии были зачислены в штат театра. Среди них: А. Трус, А. Шелег, И. Матусевич, Л. Будько и др. Дипломные работы — спектакль «Авангард» В. Катаева и отрывки инсценировки «Имущество» по мотивам повести Караваевой «Двор».

  • Студия 1931—1933

Преподавались актёрское мастерство (преподаватели Н. Мицкевич, Санников, Розанов, Т. Н. Сергейчик) и сценическая речь (Стельмах)

Галерея

Примечания

Ссылки