Суетин, Николай Михайлович — различия между версиями
Резонёр (обсуждение | вклад) |
Резонёр (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 7 промежуточных версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Файл:Suetin vitebsk.jpg|thumb | + | [[Файл:Suetin vitebsk.jpg|thumb|Николай Михайлович Суетин]] |
'''Николай Михайлович Суети́н''' (25 октября (6 ноября) 1897 — 22 января 1954) — русский художник, мастер дизайна, графики и живописи, представитель авангарда в его супрематическом варианте, реформатор русского фарфора. | '''Николай Михайлович Суети́н''' (25 октября (6 ноября) 1897 — 22 января 1954) — русский художник, мастер дизайна, графики и живописи, представитель авангарда в его супрематическом варианте, реформатор русского фарфора. | ||
== Биография == | == Биография == | ||
− | Родился в поселке Мятлевская (Калужская губерния) в семье начальника ж.д. станции. Из дворян. | + | Родился в поселке Мятлевская (Калужская губерния) в семье начальника ж.д. станции. Из дворян. <br /> |
− | + | В 1900-х - 1910-х учился в гимназии в Калуге, после в кадетском корпусе в Петербурге. <br /> | |
− | В 1900-х - 1910-х учился в гимназии в Калуге, после в кадетском корпусе в Петербурге. | + | |
− | + | ||
В 1914 году призван в армию, 1915 служил на Кавказе, а затем в Витебске. | В 1914 году призван в армию, 1915 служил на Кавказе, а затем в Витебске. | ||
− | В 1918 записался в [[Витебское Народное художественное училище]]. | + | В 1918 записался в [[Витебское Народное художественное училище]]. <br /> |
− | В 1919 познакомился с [[Пуни, Иван Альбертович|И.А. Пуни]], а затем с [[Малевич, Казимир Северинович|Казимиром Малевичем]]. | + | В 1919 познакомился с [[Пуни, Иван Альбертович|И.А. Пуни]], а затем с [[Малевич, Казимир Северинович|Казимиром Малевичем]]. <br /> |
− | + | ||
В 1920 г. стал членом созданного Малевичем объединения [[УНОВИС]]. Участвовал в работе по праздничному украшению города, создавал проекты вывесок, оформления кафе, столовых, магазинов. | В 1920 г. стал членом созданного Малевичем объединения [[УНОВИС]]. Участвовал в работе по праздничному украшению города, создавал проекты вывесок, оформления кафе, столовых, магазинов. | ||
Строка 24: | Строка 21: | ||
В 1934-ом Суетин безрезультатно пытается помочь тяжело больному Малевичу, организовать его лечение заграницей. В последние месяцы жизни учителя Суетин делает серию фотографий, а в 1935 г. на похоронах он вместе с К. Рождественским несет супрематический гроб, изготавливает урну для праха, и позже приносит в дар Русскому музею посмертную маску и слепок руки художника. | В 1934-ом Суетин безрезультатно пытается помочь тяжело больному Малевичу, организовать его лечение заграницей. В последние месяцы жизни учителя Суетин делает серию фотографий, а в 1935 г. на похоронах он вместе с К. Рождественским несет супрематический гроб, изготавливает урну для праха, и позже приносит в дар Русскому музею посмертную маску и слепок руки художника. | ||
− | |||
В качестве главного художника всемирных выставок «Искусство и техника в современной жизни» (Париж, 1937), «Мир завтрашнего дня» (Нью-Йорк, 1939) занимался разработкой внутренней конструкции и оформления советских Павильонов. | В качестве главного художника всемирных выставок «Искусство и техника в современной жизни» (Париж, 1937), «Мир завтрашнего дня» (Нью-Йорк, 1939) занимался разработкой внутренней конструкции и оформления советских Павильонов. | ||
− | Блокадник. В 1944 награждён орденом Ленина. | + | Блокадник. В 1944 награждён орденом Ленина. <br /> |
− | С 1944 по 1949 был главным художником Музея обороны Ленинграда и до конца жизни возглавлял творческий коллектив фарфорового завода. | + | С 1944 по 1949 был главным художником Музея обороны Ленинграда и до конца жизни возглавлял творческий коллектив фарфорового завода. <br /> |
− | + | ||
Умер в Ленинграде. | Умер в Ленинграде. | ||
Строка 37: | Строка 32: | ||
Суетин сыграл исключительно важную роль в процессе предметного выражения идей основоположника супрематизма, – тех идей, которым сам Малевич лишь весьма редко придавал декоративно-прикладное воплощение. | Суетин сыграл исключительно важную роль в процессе предметного выражения идей основоположника супрематизма, – тех идей, которым сам Малевич лишь весьма редко придавал декоративно-прикладное воплощение. | ||
− | Суетин осмыслял свои геометрические абстракции как чертежи для универсального преображения окружающих человека форм. Его модели-«архитектоны», разработки особого «супрематического ордера», так и остались (в том, что касается зодчества как такового) в основном в статусе моделей, лишь в весьма урезанном виде претворившись в реальные постройки. Как художник по фарфору он произвел настоящую революцию, радикально видоизменив как декор, так и саму структуру изделий – в результате отказа от каких бы то ни было исторических стилизаций ради элегантно-строгого геометризма (чашки, блюдца, вазы-«суетоны» и сервизы, лучше всего представленные в Музее ленинградского фарфорового завода). | + | Суетин осмыслял свои геометрические абстракции как чертежи для универсального преображения окружающих человека форм. Его модели-«архитектоны», разработки особого «супрематического ордера», так и остались (в том, что касается зодчества как такового) в основном в статусе моделей, лишь в весьма урезанном виде претворившись в реальные постройки. Как художник по фарфору он произвел настоящую революцию, радикально видоизменив как декор, так и саму структуру изделий – в результате отказа от каких бы то ни было исторических стилизаций ради элегантно-строгого геометризма (чашки, блюдца, вазы-«суетоны» и сервизы, лучше всего представленные в Музее ленинградского фарфорового завода). <br /> |
− | Позднее вслед за своим учителем перешел от чистой геометрии к «метафизическим», условно-знаковым фигуративным образам, что сказалось и в станковом (крестьянские мотивы конца 1920-х годов), и в декоративно-прикладном (сервиз Бабы, 1930) творчестве Суетина. | + | Позднее вслед за своим учителем перешел от чистой геометрии к «метафизическим», условно-знаковым фигуративным образам, что сказалось и в станковом (крестьянские мотивы конца 1920-х годов), и в декоративно-прикладном (сервиз Бабы, 1930) творчестве Суетина. <br />В 1935 создал памятник в виде куба на могиле Малевича в подмосковной Немчиновке (не сохранился). |
− | В 1935 создал памятник в виде куба на могиле Малевича в подмосковной Немчиновке (не сохранился). | + | |
== Галерея == | == Галерея == | ||
Строка 46: | Строка 40: | ||
Файл:Suetin N.jpg|Эскиз росписи стены. Витебск. 1920. | Файл:Suetin N.jpg|Эскиз росписи стены. Витебск. 1920. | ||
Файл:Content 05.jpg|Николай Суетин. Наброски к печати Уновиса. 1920 | Файл:Content 05.jpg|Николай Суетин. Наброски к печати Уновиса. 1920 | ||
+ | Файл:Tribuna na konnoy.jpg|Трибуна на [[Смоленская площадь|Конной]]. 1920 | ||
+ | Файл:Tribuna suetin.jpg| Проект трибуны. 1920 | ||
+ | Файл:Vagon unovis.jpg|Вагон УНОВИС. 1920 | ||
Файл:Wide detail picture.jpg| Проект росписи стены столовой губпродкома (губернского продовольственного комитета). 1921. Витебск. | Файл:Wide detail picture.jpg| Проект росписи стены столовой губпродкома (губернского продовольственного комитета). 1921. Витебск. | ||
Файл:Suetin Suprematizm.jpg|Николай Суетин. «Супрематизм». 1920—1921. Витебск | Файл:Suetin Suprematizm.jpg|Николай Суетин. «Супрематизм». 1920—1921. Витебск | ||
+ | Файл:Unovis 1921.jpg|Сентябрь 1921 г. Справа налево: [[Червинка, Иван Иванович|И. Червинко]] (у мольберта), склонившись над мольбертом: Г. Носков (?), [[Векслер, Михаил Соломонович|М. Векслер]] и Н. Фейгельсон, над ними — [[Раяк, Ефим Моисеевич|Е. Рояк]], сидит — [[Суетин, Николай Михайлович|Н. Суетин]], за столом - [[Коган, Нина Иосифовна|Н. Коган]], [[Ермолаева, Вера Михайловна|В. Ермолаева]], [[Юдин, Лев Александрович|Л. Юдин]], у доски стоит К. Малевич, рядом — [[Хидекель, Лазарь Маркович|Л. Хидекель]] и [[Чашник, Илья Григорьевич|И. Чашник]]. | ||
Файл:Insignia-sleeve.jpg|Нашивка на рукаве шинели. Знак УНОВИСа. Фрагмент фотографии. | Файл:Insignia-sleeve.jpg|Нашивка на рукаве шинели. Знак УНОВИСа. Фрагмент фотографии. | ||
Файл:S M Ch.jpg| Николай Суетин, Казимир Малевич, Илья Чашник | Файл:S M Ch.jpg| Николай Суетин, Казимир Малевич, Илья Чашник | ||
Строка 53: | Строка 51: | ||
Файл:Suetin.jpg|Н.М.Суетин | Файл:Suetin.jpg|Н.М.Суетин | ||
Файл:Img-411740-ca3859fc09.jpg|Николай Суетин. "Укрощение таланта" | Файл:Img-411740-ca3859fc09.jpg|Николай Суетин. "Укрощение таланта" | ||
+ | Файл:Demyan Bedny.jpg|Обложка книги [[Медведев, Павел Николаевич|П. Медведева]] «Демьян Бедный». Ленинград, издательство «Кубуч», 1925 | ||
Файл:Suprem farfor.jpg|Получашка. Фарфор. 1923 г. Форма: К. Малевич. Роспись: Н. Суетин | Файл:Suprem farfor.jpg|Получашка. Фарфор. 1923 г. Форма: К. Малевич. Роспись: Н. Суетин | ||
Файл:Invalid.jpg|"Инвалид". 1929 год | Файл:Invalid.jpg|"Инвалид". 1929 год | ||
Строка 59: | Строка 58: | ||
Файл:Krokus.jpg|Сервиз "Орнаментальный". Форма "Крокус". 1951 год | Файл:Krokus.jpg|Сервиз "Орнаментальный". Форма "Крокус". 1951 год | ||
</gallery> | </gallery> | ||
+ | |||
+ | == Примечания == | ||
+ | {{примечания}} | ||
== Источники == | == Источники == | ||
Строка 72: | Строка 74: | ||
[[Категория:Персоналии]] | [[Категория:Персоналии]] | ||
[[Категория:Витебское Народное художественное училище]] | [[Категория:Витебское Народное художественное училище]] | ||
+ | [[Категория:Витебский ренессанс]] | ||
+ | [[Категория:УНОВИС]] | ||
+ | [[Категория:Жившие в Витебске]] | ||
+ | [[Категория:Художники и скульпторы]] |
Текущая версия на 09:31, 3 июля 2022
Николай Михайлович Суети́н (25 октября (6 ноября) 1897 — 22 января 1954) — русский художник, мастер дизайна, графики и живописи, представитель авангарда в его супрематическом варианте, реформатор русского фарфора.
Биография
Родился в поселке Мятлевская (Калужская губерния) в семье начальника ж.д. станции. Из дворян.
В 1900-х - 1910-х учился в гимназии в Калуге, после в кадетском корпусе в Петербурге.
В 1914 году призван в армию, 1915 служил на Кавказе, а затем в Витебске.
В 1918 записался в Витебское Народное художественное училище.
В 1919 познакомился с И.А. Пуни, а затем с Казимиром Малевичем.
В 1920 г. стал членом созданного Малевичем объединения УНОВИС. Участвовал в работе по праздничному украшению города, создавал проекты вывесок, оформления кафе, столовых, магазинов.
В мае 1922 года окончил Витебский художественно-практический институт, получил диплом «на звание свободного художника и высшего инструктора» за подписями ректора института Ермолаевой и председателя совета профессоров Малевича. Осенью того же года демобилизовался и вслед за Малевичем, его учениками И. Чашником и Л. Хидекелем, переезжает в Петроград.
Активный сотрудник ГИНХУК (Государственный институт художественной культуры) (1923-1926).
В 1922 (1923) по приглашению Н. Пунина (искусствоведа, третьего мужа Анны Ахматовой) начал работать на Государственном фарфоровом заводе (ГФЗ, б. Императорском) в качестве художника по росписи фарфора (с 1933 – художественный руководитель завода, с 1950 – главный художник). Создавал лишённые каких-либо исторических стилизаций вазы-«суетоны» и сервизы.
В 1934-ом Суетин безрезультатно пытается помочь тяжело больному Малевичу, организовать его лечение заграницей. В последние месяцы жизни учителя Суетин делает серию фотографий, а в 1935 г. на похоронах он вместе с К. Рождественским несет супрематический гроб, изготавливает урну для праха, и позже приносит в дар Русскому музею посмертную маску и слепок руки художника.
В качестве главного художника всемирных выставок «Искусство и техника в современной жизни» (Париж, 1937), «Мир завтрашнего дня» (Нью-Йорк, 1939) занимался разработкой внутренней конструкции и оформления советских Павильонов.
Блокадник. В 1944 награждён орденом Ленина.
С 1944 по 1949 был главным художником Музея обороны Ленинграда и до конца жизни возглавлял творческий коллектив фарфорового завода.
Умер в Ленинграде.
Творчество
Суетин сыграл исключительно важную роль в процессе предметного выражения идей основоположника супрематизма, – тех идей, которым сам Малевич лишь весьма редко придавал декоративно-прикладное воплощение.
Суетин осмыслял свои геометрические абстракции как чертежи для универсального преображения окружающих человека форм. Его модели-«архитектоны», разработки особого «супрематического ордера», так и остались (в том, что касается зодчества как такового) в основном в статусе моделей, лишь в весьма урезанном виде претворившись в реальные постройки. Как художник по фарфору он произвел настоящую революцию, радикально видоизменив как декор, так и саму структуру изделий – в результате отказа от каких бы то ни было исторических стилизаций ради элегантно-строгого геометризма (чашки, блюдца, вазы-«суетоны» и сервизы, лучше всего представленные в Музее ленинградского фарфорового завода).
Позднее вслед за своим учителем перешел от чистой геометрии к «метафизическим», условно-знаковым фигуративным образам, что сказалось и в станковом (крестьянские мотивы конца 1920-х годов), и в декоративно-прикладном (сервиз Бабы, 1930) творчестве Суетина.
В 1935 создал памятник в виде куба на могиле Малевича в подмосковной Немчиновке (не сохранился).
Галерея
Трибуна на Конной. 1920
Сентябрь 1921 г. Справа налево: И. Червинко (у мольберта), склонившись над мольбертом: Г. Носков (?), М. Векслер и Н. Фейгельсон, над ними — Е. Рояк, сидит — Н. Суетин, за столом - Н. Коган, В. Ермолаева, Л. Юдин, у доски стоит К. Малевич, рядом — Л. Хидекель и И. Чашник.
Обложка книги П. Медведева «Демьян Бедный». Ленинград, издательство «Кубуч», 1925
Примечания
Источники
- Т.В. Горячева. Николай Суетин. Серия: Творцы авангарда - М.: Фонд "Русский авангард" 2010. — ISBN: 978-5-91566-034-1
- Nikolai Suetin.(английский язык) - СПб: Раlасе Editions, 2008. - 267 цветных иллюстраций, 84 черно-белых и 1 цветная фотография
- Andrei Sarabyanov, Nina Suetina, Vasily Rakitin and other. Nikolai Suetin. 1897 – 1954. - St Petersburg. The State Russian Museum, The Russian Avant-Garde Foundation (RA). 2008.
- Khan-Magomedov S., Rakitin V. (authors of articles) and others. NIKOLAI SUETIN (1897 – 1954). Album-catalogue. The State Russian Museum. St.-Petersburg. 2007
- Ракитин В.И. (составитель). Николай Михайлович Суетин. Альбом. Москва. RA. 1998
Фильмография
"Николай Суетин" (26 мин.). - 1-й фильм сериала "Укрощение таланта" - Производство: Россия, 2011 - Режиссер: Елена Плугатырева