Успенский собор — различия между версиями
Andrey (обсуждение | вклад) |
Andrey (обсуждение | вклад) |
||
Строка 20: | Строка 20: | ||
Первый исторический документ, говорящий о существовании христианской церкви на Лысой горе, написан в 1406 году. Это «Отступная запись Гридьки Дружиловича на землю и людей к церкви Пресвятой Богородицы», которая «писана у Витебску, в лето 6.900-ное 14»<ref name="sap">[http://sapunov.vitebsk.orthodoxy.ru/book/glava1.shtml А. П. Сапунов. Историко-статистический очерк города Витебска]</ref>. | Первый исторический документ, говорящий о существовании христианской церкви на Лысой горе, написан в 1406 году. Это «Отступная запись Гридьки Дружиловича на землю и людей к церкви Пресвятой Богородицы», которая «писана у Витебску, в лето 6.900-ное 14»<ref name="sap">[http://sapunov.vitebsk.orthodoxy.ru/book/glava1.shtml А. П. Сапунов. Историко-статистический очерк города Витебска]</ref>. | ||
− | Из привилея (правовой акт) 1503 года на права и вольности боярам и мещанам Витебска, можно сделать выводы, что церковь Пречистой Богоматери (Пресвятой Богородицы) была одним из главных храмов города, и в ней хранились важные документы.<ref name="lev"></ref><ref name="priv1503">[http://www.pravo.by/lawhistory/privileg1503.htm ПРЫВIЛЕЙ ВІЦЕБСКАЙ ЗЯМЛІ 1503 года]</ref> Предположение о том, что церковь была соборной можно сделать и из содержания привилея 1509 года. <ref name="pam">Памятная книжка Витебской губернии на 1865 год. Санкт-Петербург, 1865 г.</ref> | + | Из привилея (правовой акт) 1503 года на права и вольности боярам и мещанам Витебска, можно сделать выводы, что церковь Пречистой Богоматери (Пресвятой Богородицы) была одним из главных храмов города, и в ней хранились важные документы.<ref name="lev"></ref><ref name="priv1503">[http://www.pravo.by/lawhistory/privileg1503.htm ПРЫВIЛЕЙ ВІЦЕБСКАЙ ЗЯМЛІ 1503 года]</ref> Предположение о том, что церковь была соборной можно сделать и из содержания привилея 1509 года.<ref name="pam">Памятная книжка Витебской губернии на 1865 год. Санкт-Петербург, 1865 г.</ref> |
+ | |||
+ | В 1619 году, с назначением Иосафата Кунцевича Полоцким архиепископом, Пречистенская церковь передаётся униатам и становится архиерейской. Соседний церковный дом Кунцевич избирает своей резиденцией.<ref name="pam"></ref> | ||
+ | |||
+ | 12 ноября 1623 года, одновременно с убийством униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, храм разоряется горожанами. | ||
В 1682 году на месте деревянной Успенской церкви, существовавшей с XV века и разрушенной в 1630 году после убийства архиепископа Кунцевича, был построен новый деревянный храм и основан базилианский монастырь (в 1682 году). Церковь сгорела в 1708 году. | В 1682 году на месте деревянной Успенской церкви, существовавшей с XV века и разрушенной в 1630 году после убийства архиепископа Кунцевича, был построен новый деревянный храм и основан базилианский монастырь (в 1682 году). Церковь сгорела в 1708 году. |
Версия 12:11, 17 апреля 2010
Свято-Успенский кафедральный собор — православный храм, восстанавливаемый с 2000 года в центре города, на Успенской горе. Восстанавливается по образцу Успенского собора XVIII века (с учётом изменений из-за перестройки начала XIX в.), располагавшегося на этом месте до уничтожения в 1936 году.
Открытие храма планируется в октябре 2010 года.
Адрес храма: улица Комиссара Крылова, 9.
Содержание
История
Успенская гора, на которой восстанавливается Успенский собор, имеет, как минимум, тысячелетнюю историю использования в качестве места для культовых сооружений.
Языческое капище
Археологи предполагают, что до появления в Витебске, в XII веке, первых христианских церквей (Архангела Михаила и Благовещения) на Успенской горе существовало языческое святилище. Об этом говорит, характерное для культовых языческих мест, первоначальное название горы — Лысая. А также, найденные в ходе археологических раскопок в районе Успенской горы предметы, датируемые XII-XIII вв.: ритуальный костяной топор с магическими знаками, астрагал и др.[1]
Вероятно, что святилище было капищем славянской богини Макоши, покровительницы женского начала и плодородия (источник?).
Деревянные церкви
Первый исторический документ, говорящий о существовании христианской церкви на Лысой горе, написан в 1406 году. Это «Отступная запись Гридьки Дружиловича на землю и людей к церкви Пресвятой Богородицы», которая «писана у Витебску, в лето 6.900-ное 14»[2].
Из привилея (правовой акт) 1503 года на права и вольности боярам и мещанам Витебска, можно сделать выводы, что церковь Пречистой Богоматери (Пресвятой Богородицы) была одним из главных храмов города, и в ней хранились важные документы.[1][3] Предположение о том, что церковь была соборной можно сделать и из содержания привилея 1509 года.[4]
В 1619 году, с назначением Иосафата Кунцевича Полоцким архиепископом, Пречистенская церковь передаётся униатам и становится архиерейской. Соседний церковный дом Кунцевич избирает своей резиденцией.[4]
12 ноября 1623 года, одновременно с убийством униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, храм разоряется горожанами.
В 1682 году на месте деревянной Успенской церкви, существовавшей с XV века и разрушенной в 1630 году после убийства архиепископа Кунцевича, был построен новый деревянный храм и основан базилианский монастырь (в 1682 году). Церковь сгорела в 1708 году.
Первоначальный каменный храм
В 1743—1775 гг. (1715—1743?) построена новая базилианская каменная церковь. При ней (по проекту итальянского архитектора Иосифа Фонтана III) возведён трёхэтажный монастырь. Строительство окончено в 1785 году. После присоединения Витебской губернии к Российской империи в 1772 г. генерал-губернатором графом З. Г. Чернышёвым[5] был отдан приказ закончить строительство храма до 1777 года. В соответствии с указом императора Павла I в 1799 году базилианский монастырь был передан православным, Успенская церковь перестроена и переименована в Успенский собор. Монастырский корпус в 1799—1849 гг. был занят государственными учреждениями, а с 1856 года в нём размещалась духовная семинария.
В XIX веке освящён придел во имя Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста).
Восстановление храма
В 1990 гг. разработан проект восстановления храма (архитекторы И. Ратько и А. Михайлюков (бел. І. Рацько, А. Міхайлюкоў))[6]. В 1998 году Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II заложил символический камень в основание храма.
Архитектура
Собор построен в стиле старого барокко. Оюъёмно-пространственное строение храма формировали мощные объёмы нефов и и полукруглого апсида. Силуэт украшали 3 фонаря: над главным куполом (надстроен в 1804 году) и на двух башнях главного фасада. В оформлении фасада использован классический коринфский ордер с пилястрами, арочными нишами, карнизными поясами. В XIX веке композиция была завершена треугольным классическим фронтоном.
Интерьер сформирован пятью нефами с открытыми световыми фонарями и тремя ярусами боковых оконных проёмов. Центральный неф переходит в полукруглую апсиду, в 1835—1837 гг. выделенную иконостасом. На втором ярусе апсиды находится галерея, соединённая с боковыми нефами. Крайние нефы разделены на ряд капелл.
Галерея
Источники
- Кулагін А. М. Праваслаўныя храмы на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. — Мн.:БелЭн, 2001. — 328 с. — ISBN 985-11-0190-7
- Памяць: Гіст.-дакументальная хроніка Віцебска: У 2-х кн./Рэд. кал.: Г. П. Пашкоў (гал. рэд.) і інш. — Мн.:БелЭн,2002. — 648 с. — 5000 экз.(на белор. языке)
Примечания
- ↑ 1 2 Витебск / О. Н. Левко; Нац. академия наук Беларуси, Институт истории. — Минск: Беларуская навука, 2010. — 335 с.: ил. — (Древнейшие города Беларуси). ISBN 9789850811172
- ↑ А. П. Сапунов. Историко-статистический очерк города Витебска
- ↑ ПРЫВIЛЕЙ ВІЦЕБСКАЙ ЗЯМЛІ 1503 года
- ↑ 1 2 Памятная книжка Витебской губернии на 1865 год. Санкт-Петербург, 1865 г.
- ↑ Захар Григорьевич Чернышёв
- ↑ Кулагін А. М. Праваслаўныя храмы на Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. — Мн.:БелЭн, 2001. — 328 с. — ISBN 985-11-0190-7