Фотографы Витебска — различия между версиями
Резонёр (обсуждение | вклад) |
Резонёр (обсуждение | вклад) (→Законодательные требования) |
||
Строка 12: | Строка 12: | ||
В 1865 году белорусский поэт и издатель [[Рыпинский, Александр Феликсович|'''Александр Рыпиниский''']] (вернувшийся из Лондона по амнистии за восстание 1831 года) открыл фотоателье в доме Грудзинской по [[Покровская улица|улице Покровской]], заведение просуществовало до 1868 года. | В 1865 году белорусский поэт и издатель [[Рыпинский, Александр Феликсович|'''Александр Рыпиниский''']] (вернувшийся из Лондона по амнистии за восстание 1831 года) открыл фотоателье в доме Грудзинской по [[Покровская улица|улице Покровской]], заведение просуществовало до 1868 года. | ||
== Законодательные требования == | == Законодательные требования == | ||
− | Согласно закону 1865 года о цензуре фотографические заведения приравнивались к [[Типографии|типографиям]] и на них распространялись те же требования, что и к | + | Согласно закону 1865 года о цензуре, фотографические заведения приравнивались к [[Типографии|типографиям]] и на них распространялись те же требования, что и к изготовлению печатной продукции<ref name="serc">[http://nlr.ru/e-res/law_r/search.php?part=824®im=3 II. - Т. 40. -№41990. - С.401.]</ref>. <br /> |
На каждом экземпляре фотограф обязан был указать выходные данные: название заведения, фамилию, адрес. По своему собственному желанию с целью рекламирования заведения фотографы указывали награды, полученные на выставках. Свой небольшой значок или надпись на паспарту делали и изготовители бланков. <br /> | На каждом экземпляре фотограф обязан был указать выходные данные: название заведения, фамилию, адрес. По своему собственному желанию с целью рекламирования заведения фотографы указывали награды, полученные на выставках. Свой небольшой значок или надпись на паспарту делали и изготовители бланков. <br /> | ||
− | Кроме того фотограф обязан был вносить ФИО, сословную принадлежность и адрес клиента в особую "шнуровую книгу", содержание и ведение которой регулярно проверялось [[Правоохранительные органы|полицией]]. | + | Кроме того, фотограф обязан был вносить ФИО, сословную принадлежность и адрес клиента в особую "шнуровую книгу", содержание и ведение которой регулярно проверялось [[Правоохранительные органы|полицией]]. |
С 1850-х до 1910-х годов в Витебске действовало более 20 фотографических заведений. Количество витебских фотоателье постоянно менялось. Так, в 1865 году их было только три, в 1902-м — шесть, в 1904-м — семь, а в 1907-м — девять. | С 1850-х до 1910-х годов в Витебске действовало более 20 фотографических заведений. Количество витебских фотоателье постоянно менялось. Так, в 1865 году их было только три, в 1902-м — шесть, в 1904-м — семь, а в 1907-м — девять. |
Версия 23:14, 16 февраля 2020
Владельцы фотографических салонов, известные фотографы жившие в Витебске или снимавшие его.
Содержание
Дагер(р)отипы
Сообщение об изобретении Дагера было сделано 7 января 1839 года на заседании Парижской академии наук, эта дата считается днём изобретения фотографии.
Известный витебский врач и изобретатель Карл Гюбенталь писал в статье в рижской газете «Blätter für Stadt und Land» от 8 ноября 1844 года[1]
На сегодняшний день мы имеем в нашем городе три дагерротипа, но всего двух пекарей — доказательство тому, что человек больше заботится об образном, чем о телесном.
Первые фотографические заведения появились в Витебске во второй половине 1850-х годов и со временем вытеснели дагеротип. Как правило, проработав несколько лет, они закрывались или меняли владельцев.
В 1861 году в доме купца Дубатова открыл свое фотоателье рижский гражданин Кинау (Кюнау). В 1862 году было основано ателье фотографа Чеховича. В 1863 году губернатор Веревкин дал разрешение на открытие фотоателье могилевскому гражданину Пашковскому.
В 1865 году белорусский поэт и издатель Александр Рыпиниский (вернувшийся из Лондона по амнистии за восстание 1831 года) открыл фотоателье в доме Грудзинской по улице Покровской, заведение просуществовало до 1868 года.
Законодательные требования
Согласно закону 1865 года о цензуре, фотографические заведения приравнивались к типографиям и на них распространялись те же требования, что и к изготовлению печатной продукции[2].
На каждом экземпляре фотограф обязан был указать выходные данные: название заведения, фамилию, адрес. По своему собственному желанию с целью рекламирования заведения фотографы указывали награды, полученные на выставках. Свой небольшой значок или надпись на паспарту делали и изготовители бланков.
Кроме того, фотограф обязан был вносить ФИО, сословную принадлежность и адрес клиента в особую "шнуровую книгу", содержание и ведение которой регулярно проверялось полицией.
С 1850-х до 1910-х годов в Витебске действовало более 20 фотографических заведений. Количество витебских фотоателье постоянно менялось. Так, в 1865 году их было только три, в 1902-м — шесть, в 1904-м — семь, а в 1907-м — девять.
На 1 января 1894 года
В Витебске имелись[3] «Фотографии»:
- Абрама Гершевича, могилевского мещанина. Улица Замковая, собственный дом (имел также студии в Могилеве, Смоленске и Невеле);
- Ильи Шмульевича Серебрина (Серебрин Н.), витебского мещанина. Улица Замковая, дом Гуревича. (имел студии в Смоленске и Вильно). В 1898 году получил высочайшую благодарность великого князя Владимира Александровича и серебряную медаль «За усердие»;
- Юрковского, титулярного советника. Улица Замковая.
- Основная статья: Юрковский, Сигизмунд Антонович
На Смоленской улице располагались фотозаведения братьев Блюминых, А. Е. Маковского (дом Витенберга), Моисея Ельевича Перльштейна (дом Витенберга).
На Вокзальной улице: Р. Кунца, А. Мещанинова (дом Ритевского, см. Мещанинов О. С.), М. А. Тевелева (дом Раппопорта), М. Рейзенмана (в 1890-х годах владельцем был Александр Васильевич Браац - у Двинского моста, дом Галаскера), братьев Дижбак(обладатели золотой и серебрянной медалей императорской выставк в Санкт-Петербурге 1910 года).
В самом начале улицы Задуновской улицы фотостудия В. В. Островского (бывшая Юрковского С. А.).
На Нижне-Петровской улице — З. Шусера
Бач(ж)анский Р.
Гершевич Берк(а) Хаимович (улица Замковая, дом Цытрынко; собственный дом)
В 1901 году в Витебске был создан фотографический кружок — первый на территории современной Беларуси. Его членами могли стать как любители, так и профессионалы, представители разных профессий и сословий. Причем не только жители Витебска. Например, в него входил известный минский фотограф Лев Эпштейн.
1912 год
Витебск снимал пионер цветной фотографии С. М. Прокудин—Горский
- Основная статья: Прокудин-Горский, Сергей Михайлович
Галерея
Примечания
- ↑ Шишанов, В.А. К библиографии публикаций Карла Гюбенталя и о нем / В.А. Шишанов // Віцебскі край : матэрыялы II Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі, прысвечанай 385-годдзю выдання «Буквара» Спірыдона Собаля, 24 лістапада 2016 г., Віцебск. – Мінск : Нацыянальная б-ка Беларусі, 2017. – Т. 2. – С. 123–138, 313–325.
- ↑ II. - Т. 40. -№41990. - С.401.
- ↑ Сведения о существующих в России типографиях, литографиях, металлографиях, фотографиях, а ровно и местах книжной торговли, публичных библиотеках и общественных читальнях, составленные на 1 января 1894 г. Спб.: Тип. МВД, 1895. 78 с.