Латышский клуб

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск

Латышский клуб — учреждение, сыгравшее заметную роль в политической и культурно-просветительской жизни Витебска. Существовало с 1917 до 1934 года.

Латыши в Витебске

С 1796 года и вплоть до 1920 года Латгалия входила в Витебскую губернию (а до этого в Белорусскую), поэтому для латышей Двинского, Люцинского и Режицкого уездов Витебск являлся губернским центром. По переписи 1897 года в Витебской губернии (за вычетом Латгалии) проживало 10270 латышей[1].
С 1874 года в Витебске свой лютеранский пастор. Причетником был онемечившийся латыш Бергманис. В Витебске у него была книжная лавка, где можно было получить латышские книги и газеты. В городе было порядочно латышей, но особенно много их было в колониях вокруг города, и все они ездили в Витебскую лютеранскую церковь. В 1899 году освятили расширенный Витебский лютеранский храм и устроили там церковную школу, которую посещали многие латышские дети из окрестных колоний.
В Витебской духовной семинарии как правило училось 10-15 латышских юношей, казенных стипендиатов.

С 1900 года в Витебске открыта Вторая витебская ссудо-сберегательная касса, латышское финансовое заведение, где долгие годы директором работал Руд. Зариньш.
Давис Зариньш купил в Витебске каменный дом и обустроил там хороший постоялый двор для колонистов. Братья Фрейвалды тоже приобрели каменный дом с обширными складскими и магазинными помещениями, с постоялым двором. Торговое предприятие Фрейвалдов позволяло латышам продавать сельскохозяйственную продукцию своим землякам.

Беженский комитет

Во время Первой мировой войны в Витебск из Риги было эвакуировано управление Рижско-Орловской железной дороги и кроме того в город прибыло несколько тысяч беженцев-латышей.

Все избушки в пригороде Марковщине, где в большинстве жили рабочие и работницы льнопрядильной фабрики, были заполнены беженцами, преимущественно латышами[2]

В городе начал действовать беженский комитет, который занимался проблемами латышей, существовал латышский приют для беженцев, а в июле 1915 г. было создано Витебское латышское благотворительное общество, которое руководило деятельностью беженского комитета.
Среди беженцев было немало радикально настроенных революционеров. Партийный стаж Е. Майзит - с 1912 года, Я. Берг - с 1906, Р. Озол - с 1904). Они решили использовать национальное общество в политических целях. Комитет был переизбран, в его состав вошли представители антиправительственных партий.

Первое помещение клуба. Революционный год.

В марте 1917 года состоялось первое легальное собрание латышских большевиков. По воспоминаниям Л. Дирик, собралось около 20 мужчин и женщин, разделявших взгляды большевиков, был избран комитет РСДРП(б) Латышского района г. Витебска.
На основе комитета был создан Латышский клуб, председателем которого был избран большевик К. Л. Дирик.
Клуб разместился в помещении школы по 2-му Елагскому переулку, 12 (сейчас это улица Бумагина, 35)
В клубе открылась читальня, для которой выписывались российские и латышские газеты, были созданы хор, оркестр, драматический кружок. Устраивались концерты, вечера художественной самодеятельности.
Но главное, здесь велась революционная агитация и пропаганда, именно этот клуб объединил и самое главное организовал самые радикальные политические силы Витебска.

Латышский район и латышский комитет, действовавшие фактически на основе Латклуба, стали основой большевистской организации в Витебске.
В помещении клуба 20 июня 1917 года состоялось организационное собрание большевиков, меньшевиков-интернационалистов и объединенцев.

По инициативе латсекции РСДРП(б) для борьбы с корниловщиной (август-сентябрь) был создан латышский кавалерийский отряд командовал которым Э. Ф. Биге. С ноября 1917 года Латышский Витебский кавалерийский полк, активный участник боевых действий Гражданской войны. Через год, в ноябре 1918 он влился в Латышскую дивизию которая направилась устанавливать советскую власть в Латвии и Эстонии[3].

Советский период

В 1918 году Латышский клуб переехал в центр города, в здание бывшей гостиницы Кушнера-Хайкина (улица Пушкинская, д.2 или как писали в «Известиях Витебского губернского совета» Замковая ул., против театра «Иллюзион».) и стал играть значимую роль не только в политических событиях Витебска, но и в культурной и художественной жизни города.

Несмотря на то, что в 1918 году он стал называться «Коммунист» и был в первую очередь партийным клубом, он продолжал и латышскую культурно-национальную деятельность.
При клубе действовали библиотека, политкружки разного уровня, а также художественная, музыкальная, театральная студии действуют лекционная, музыкальная, театральная, литературная студии. Был свой латышский хор, проводились вечера латышской музыки, ставились спектакли на латышском и русском языках, Драмстудия только за июль 1920 г. 16 раз собиралась разучивать пьесы. И хотя документах она часто фигурирует, как театр, стать театром ей так и не удалось, она осталась драматической секцией при клубе.
Оформлял постановки и работал в художественной студии клуба скульптор Янис Тильбергс, который был приглашен в Витебск, как руководитель скульптурной мастерской в Витебское Народное художественное училище, но не смог смириться с новыми революционными формами искусства.

УНОВИС

6 февраля 1920 года в Латышском клубе в рамках вечера, посвященного «Неделе фронта» состоялось первое публичное выступление Посновиса была показана футуристическая опера «Победа над Солнцем».
В вечер показа «Победы над Солнцем» посновисовцы в качест­ве первого отделения организовали митинг, на котором подмастерье училища Марк Носков сделал доклад «О новом искусстве». Во втором отделении была показана футуристическая опера, а в третьем — «Супрематический балет», созданный преподавателем училища Ниной Коган и представлявший собой «первый опыт балета, построенного не на танце, а на движении тектонических масс и цветов». В афише вечера «Супрематический балет» рекламировался следующим образом: «Впервые в мире. Участвуют 15 фигур. Танцы за ненадобностью отсутствуют».

Всего было продано 372 билета по 60 рублей каждый, что свидетельствовало о большом интересе публики к мероприятию. Для сравнения отметим, что на концерт-митинг, устроенный в пользу «Недели фронта» 5 февраля культурно-просветительной комиссией Витебского потребительского общества, на котором выступили актриса В.Драга, пианистка В. Мериин и выдающийся скрипач К.Григорович, было продано всего 117 билетов, хотя стоили они дешевле — всего по 40 рублей.

9 апреля 1922 года состоялась лекция Малевича на тему «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».[4]
Через несколько недель, он там же прочитал лекцию «Живописные доказательства».

В июне 1922 года клуб и латсекция были переведены из Пушкинской д. 2 в помещение Губкома партии на улицу Замковую.
Уже в 1923 году констатировалось, что из-за отсутствия помещения работа трех кружков затрудена и деятельность клуба зачастую делала упор на временные компании, типа, Празднества латышской молодежи.

В 1923—1924 годах Клубы в РСФСР были взяты под жесткий партийно-политический контроль, все кружки подчинялись органам Политпросвета и Латсекции губоно, которые утверждали даже состав кружка.
Начиная с этого времени деятельность Латышского клуба стала неуклонно угасать и в итоге, в январе 1934 года помещение Латышского клуба было передано сектору ОГПУ[5]

В 1924 году, после вхождения губернии в БССР и смены руководства Латсекции, клубом было арендовано новое помещение.

Многие латыши в начале 1920-х годов сделали неплохую карьеру. Были членами окружкома, работали директорами заводов, прокурорами и судьями, занимали должности в банке, в ветинституте и др. Среди 1896 членов КП(б)Б Витебского округа было 150 латышей, что составляло 7,9% от общего количества партийцев.

Галерея

См. также

Примечания

  1. «Даугавский вестник», 24.09.1943.
  2. В борьбе и труде. Минск: Беларусь, 1970. - С. 29
  3. Н. А. Нефедов, «Красные латышские стрелки» / Журнал «Вече», №№ 4, 5 и 6, 1982
  4. В документах Государственного архива Витебской области имеется эскиз афиши лекции, назначенной на 9 апреля, и тезисы лекции, написанные рукою самого художника
  5. ГАВО, ф. 102-п, оп. 1, д. 258, л. 110

Ссылки

Источники

  • В борьбе и труде. Минск: Беларусь, 1970. - 232 с.
  • Красная быль. Большевики в Витебске. Сб. статей, воспоминаний и материалов под ред. С. Крылова. Витебск, 1923