Пэн, Иегуда Моисеевич

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
И. М. Пэн. Автопортрет. 1922

Иегуда Моисеевич Пэн (Пен; варианты имени — Юдель, Юрий; отчества — Мойшевич, Мовшевич) (24 мая (5 июня) 1854 — 1 марта 1937) — еврейский и белорусский живописец, педагог. Известен как первый учитель Марка Шагала.

Биография

Иегуда Пэн родился в бедной еврейской многодетной семье в городе Ново-Александровск Ковенской губернии (ныне г. Зарасай в Литве). Отец умер, когда мальчику было 4 года.

Иегуда с ранних лет проявлял интерес к рисованию. С 1867 года в городе Двинске Витебской губернии (сейчас г. Даугавпилс, Латвия) работал подмастерьем маляра, занимавшегося изготовлением вывесок. В 1881 — 1886 годах вольнослушатель, а позже студент Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, учился у П. Чистякова и Н. Лаверецкого. Не сдав экзамены по общеобразовательным предметам (тогда он еще плохо говорил по русски) получил диплом «неклассного» художника.

В 1886 году молодой художник поехал в Ригу, где познакомился с бароном Н. Н. Корфом, который в 1888 году пригласил его в свое имение недалеко от Крейцбурга[1] Он прожил там до 1896 года, считая этот период потерянным для творчества, поскольку писал портреты в основном по фотографиям.

Гостивший у барона Корфа витебский губернатор Левашов обратил внимание на работы Пэна, пригласил его в свой город и предложил ряд заказов. В 1896 году Пэн поселился в Витебске в доме Беленького в квартире из двух комнат[2] на Большой Могилёвской (позднее, Гоголевской улице) возле Соборной площади.

19 ноября 1897 года в своей квартире художник открыл[3] первую на территории современной Беларуси художественную школу-студию (вывеска гласила «Школа рисования и живописи художника Пена»). Также это было первое еврейское художественное училище в России. Благодаря покровительству Адольфа Левинсона, директора акционерного общества «Левинбрей», владельца пивоваренного завода, Пэн мог бесплатно обучать многих учеников. Мастерскую посещало от десяти до двадцати пяти человек, которые занимались от одного до шести месяцев. Школа позволяла местным молодым художникам, порой бедным, изучать основы рисунка и живописи, а затем поступать в крупнейшие академии обеих столиц. Согласно рекламному объявлению учеба не требовала предварительной подготовки.

Через школу Пэна прошло около сотни учеников, некоторые из которых стали мастерами мирового уровня (Марк Шагал, Осип Цадкин, Эль Лисицкий), другие состоялись как видные художники и скульпторы (Илья Мазель, Лев Зевин, Рувим Фрумак, Соломон Юдовин, Оскар Мещанинов, Ефим Минин, Лев Лейтман, Гаспар Леон (Лейб Шульман), Давид Якерсон), архитектор Иосиф Меерзон.[4]

Школа Пэна дала толчок развитию художественной жизни Витебска. В 1907, 1908, 1914 годах были организованы выставки художника и его учеников.

В середине 1919 года М. Шагал пригласил своего учителя заниматься новичками в подготовитель­ных классах в Народном художественном училище, и студия мастера становится своеобразным филиалом училища. (Живописно-рисовальные классы он проводил в своей мастерской)

Осенью 1922, года в момент глубокого кризиса в Витебском художественно-практическом институте Ю. Пэн избирается проректором по учебной части и членом правления. Ущел он оттуда осенью 1923 года, вместе с группой преподавателей и студентов, протестуя против методов нового руководства и переезда техникума в неприспособленное здание на ул.Володарского.

В 1927 году Юрию Пэну присуждено звание Заслуженного еврейского художника.

В ночь с 28 февраля на 1 марта 1937 года Иегуда Моисеевич Пэн был убит неизвестными в своей квартире. Похоронен на Старосемёновском кладбище Витебска.

Творчество

Художественное наследие Юделя Пэна составляет более 800 картин, эскизов, рисунков.

Центральное место в наследии художника занимает портретная живопись. В разные периоды жизни Пэн создал несколько автопортретов. Мастер часто писал портреты своих учеников, самым известным из которых стал портрет Марка Шагала (ок. 1915). Интересен портрет бывшего начальника витебской тюрьмы и художника-любителя И. А. Туржанского. В портретном жанре исполнены «Мужской портрет», «Часовщик», «Старый портной», «В тюрьме», «Письмо из Америки», «Еврейский раввин», «Старик с корзинкой (Шамес)», «За газетой» и др. Отдельной ветвью в портретном творчестве художника идут женские портреты (мастер называл их «хорошенькими головками»). Позировали мастеру витебские девушки. Некоторые работы художника исполнены в жанре городского пейзажа.

Большая часть работ Юделя Пэна проникнута еврейским национальным духом. В его картинах показан как быт евреев, так и мистически-религиозная сторона их жизни.

Память

  • Мемориальная доска, на месте дома (улица Ленина, 28) в котором жил художник. Открыта 1 марта 2007 года, в годовщину его гибели.
  • Фильм «Юдель Пэн. Смертельная нагота» (2011) Россия, ТК «Культура»; Режиссер Сергей Ховенко; Продолжительность: 00:52:20.

Примечания

  1. С 1917 года Крустпилс. До 1920 года входил в Витебскую губернию
  2. В. Зейлерт, учившийся у Пэна в 1917 г., писал: «Квартира и мастерская Ю.М. Пэна помещались на втором этаже красного кирпичного дома по Гоголевской улице около старицы Витьбы - Замкового ручья. С лестничной клетки дверь вела в маленькую прихожую, из которой прямо шел узкий темный коридор в жилые комнаты и личную мастерскую Ю.М. Пэна, а дверь налево – в большую мастерскую с двумя окнами и дверью на балкон, выходящей на Гоголевскую улицу. <... > жилая комната Ю.М. Пэна представляла собой полутемную столовую.»
  3. Покидая в 1896 году Крейцбург, художник предполагал обосноваться в Санкт-Петербурге, поскольку в марте получил паспорт и право на постоянное местожительство в столице, тем не менее благодаря поддержке Левашова и под активным влиянием своих новых витебских друзей он добился разрешения местных властей на открытие в городе частной студии рисования.
  4. С формальной точки зрения, Пэну не удалось навязать всем ученикам свою собственную стилистику. Как хороший педагог он не стремился гасить их приверженность тому или иному художественному выбору, а старался пробудить желание к творчеству, предоставляя после краткого вводного курса полную свободу в обретении собственной манеры.

Галерея

Источники