Троицкая церковь (Марков монастырь)

Материал из Витебская энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Церковь Святой Троицы, до 1865

Церковь Святой Троицы — несохранившийся соборный храм православного Свято-Троицкого Маркова мужского монастыря. Основана в 1633, заново отстроена после пожара в 1690—91, разрушена в 1920-е годы.

Памятник деревянной архитектуры Витебской школы зодчества.

Находилась в 20-30 метрах к северо-востоку от Покровской (ныне Казанской) церкви монастыря.

История

Первоначальная деревянная Троицкая церковь заложена при восстановлении Маркового (Марковского) монастыря князем Львом-Самуилом Богдановичем Огинским в 1633 году. В 1690 году сгорела в пожаре.

Церковь была восстановлена на старом каменном фундаменте сыном Льва Огинского Симеоном-Карлом в том же 1690 году, а освящена 31 мая 1691 года в день сошествия Св. Духа черниговским архиепископом Лазарем Барановичем. Симеон-Карл Огинский являлся католиком, но восстановил православную церковь согласно фундушевой грамоте своего отца.

14 августа 1839 года храм был заново освящён полоцким епископом Исидором (Никольским) и оршанским епископом Василием (Лужинским). Перед этим в церкви были заменены полы (с кирпичных на деревянные) и обновлена роспись стен и куполов.

В 1920-х годах церковь была разрушена советскими властями.

Описание

Летний собор в честь Пресвятой Троицы, начало XX века

Деревянный четырёхсрубный храм крестово-центрической композиции на каменном фундаменте. Три сруба были пятигранными, четвёртый (западный) прямоугольный в плане. Между крыльями трансепта и алтарным срубом находились многогранные ризницы. Срубы были перекрыты сомкнутыми куполами и накрыты пятью гонтовыми шатрами с луковичными главками с позолочёнными крестами. По периметру здание церкви окружалось крытой галереей (папертью) на резных столбах с крыльцом при входе, накрытым шатром. Снаружи стены были облицованы досками с наличниками. Окна двойные полуциркульные. Входные двери богато украшены резьбой и живописью.

В интерьере притвор (и частично крылья трансепта) был по периметру опоясан узкими хорами, находящимися на половине высоты церкви. Стены и своды храма были полностью покрыты 158 композициями на библейские, евангельские и апокрифичные сюжеты, и 10 образами святых на стенах клиросов. Росписи выполнены масляными красками. Их авторами являлись местные мастера — Павел Игнатович и крепостной Иван. Русский художник Илья Репин, при посещении храма в конце XIX века, отметил росписи как творчество талантливого самоучки, который придал фигурам много жизни и движения. Пятиярусный резной иконостас храма окрашен «золотой» краской и частично позолочен. В алтаре, над престолом, находился балдахин с резными украшениями, установленный на 4 резных посеребренных колоннах.

Вот как описывает храм в примечаниях к альбому своих рисунков Д. М. Струков (Д. Струков. Альбом рисунков. 1864-1867, с. 19): "Внутри ограды стоит деревянная соборная церковь (рисунок 105); при входе на паперть с западной стороны над дверью в клейме надпись «Сей храм создася во славу Св. Троицы АХЧ (1690) Мая И (8)», около той же двери на стене паперти укреплен деревянный крест с надписью «Сей храм благословением преосвященного Его Милости пастыря Отца Лазаря Барановича Милостию Божию Православного Архиепископа Черниговского благочестивым иеромонахом Феофаном Ивановичем Игуменом сего монастыря Марковского в честь славу Святыя и Живоначальныя Троицы освятил я лета от Рождества Христова АХЧА (1691) мца Мая в день сошествия Стаго Духа». В светлом и удобном храме иконостас резной, многоярусный, очень хорошей работы 17 века, так же и клиросы, Стены расписаны по бревнам сплошно от самого плафона купола и до полу: покрыто живописными изображениями: 1-й ряд Печерския Святые, картины из жизни их и библейская история, 2-й ряд Притчи Евангельские, 3-й ряд из Деяний Апостолов, 4-й ряд видения Ветхозаветных святых, 5-й ряд из жизни Спасителя и 6-й ряд видения Св. Иоанна Богослова из Апокалипсиса, все с подписью текстов". с. 19.

Отличием Троицкой церкви от многих других деревянных православных храмов Речи Посполитой являлись достаточно высокие шатры, что, по мнению историка архитектуры Т. Габрусь, является заимствованием из облика российских деревянных церквей.

Галерея

Источники

  • Описание Маркова монастыря, иеромонах Сергий. Памятная книжка Витебской губернии на 1865 год. — Санкт-Петербург: 1865
  • М. Ткачоў, Т. Габрусь, А. Кулагін, Ю. Чантурыя. Страчаная спадчына. — Мiнск: 1998
  • Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 1. А капэла — Габелен / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1984. — 727 с. — 9500 экз.